Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №49(2545) от 05.07.2022 Смотреть архивы

USD:
2.5329
EUR:
2.6533
RUB:
4.7397
Золото:
148.81
Серебро:
1.74
Платина:
75.82
Палладий:
152.69
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Белкоопсоюз теряет статус монополиста

В 2002г. системе Белкоопсоюза удалось преодолеть кризисные тенденции и вновь сработать с небольшой прибылью в 12 млрд.руб. Вместе с тем приходится констатировать факт: кооператоры по-прежнему продолжают сдавать позиции на рынке продаж и услуг в сельс...
В 2002г. системе Белкоопсоюза удалось преодолеть кризисные тенденции и вновь сработать с небольшой прибылью в 12 млрд.руб. Вместе с тем приходится констатировать факт: кооператоры по-прежнему продолжают сдавать позиции на рынке продаж и услуг в сельской местности индивидуальным предпринимателям.

Как прозвучало на выездном заседании правления Белкоопсоюза по итогам финансово-хозяйственной деятельности в прошлом году, в целом система обеспечила устойчивое снабжение сельского населения товарами и услугами. Возросли все учитываемые показатели, за исключением экспортных поставок. Увеличился торговый оборот. Однако незначительно. Вместо ожидаемого роста до 103,8% реальный объем продаж товаров составил 101,3%. При этом на планируемые "рубежи" не вышла ни одна из областей, а по Могилевскому и Витебскому облпотребсоюзам произошло снижение товарооборота относительно уровня 2001г. В результате доля Белкоопсоюза в общем товарообороте страны упала на 1,2%.

Одна из причин данной ситуации -- уменьшение покупательной способности зарплат и задержки с их выплатами в сельской местности, считают в Белкоопсоюзе. Однако вице-премьер Александр Попков ссылки на этот фактор называет несостоятельными: большинство населения в сельской местности составляют пенсионеры, выплаты которым на протяжении практически всего прошлого года производились стабильно. Еще более веским можно считать и такой аргумент: в зоне деятельности потребительской кооперации (село и небольшие города) наблюдается быстрый рост товарооборота индивидуальных предпринимателей. По этому показателю они постепенно увеличивают свой отрыв от некогда монопольной торговли Белкоопсоюза. В первую очередь эта тенденция проявляется в райцентрах. Сегодня доля товарооборота кооперативных магазинов в Житковичах составляет 47%, Ветке -- 44, Лиозно и Толочине -- 40, Ошмянах -- 39, Мостах -- 38, Дзержинске, Мяделе и Черикове -- 35%.

Не случайно в последнее время все чаще слышатся предложения по кардинальному реформированию системы потребкооперации и, в частности, по продаже (или передаче) кооперативной собственности индивидуальным предпринимателям. Однако, как отмечает председатель правления Белкоопсоюза Владимир Кулешов, этот путь только усугубит проблемы. Примером может служить опыт России, где после принятия в 1992г. нового законодательства и дальнейшего раздела потребительских обществ на паи, произошло резкое ухудшение торгового обслуживания сельского населения. К тому же само решение о разукрупнении по сути противоречит мировой практике. В большинстве стран Запада доминируют крупные компании, доля которых на национальных рынках занимает от 40 до 90%.

Сможет ли кооперативная торговля конкурировать с частной? Вопрос далеко не риторический: разные подходы к налогообложению ставят в наиболее выгодные условия как раз частника, считают в Белкоопсоюзе. Ситуацию заметно усложнили решения облсоветов о введении в 2003г. налогов на продажу: ставки налога на подакцизные товары (10%), товары отечественного производства (5%), импортные (15%). Как отмечают в Белкоопсоюзе, введение этих налогов станет причиной повышения цен и уменьшения покупательского спроса в первую очередь в населенных пунктах от 50 до 1000 человек. Это может привести к дальнейшему снижению товарооборота организаций потребительской кооперации. Их место займут предприниматели, которые реализуют товары без налогов на продажу.

Тем не менее не все так безнадежно. Как показывают расчеты, сегодня "точка безубыточности" кооперативной торговли -- 137 млрд.руб. товарооборота в месяц. Пока реально получается лишь 106 млрд. И, полагает Владимир Кулешов, "добрать" недостающий объем можно, хотя для этого потребуется целый комплекс мер. В частности, кооператоры планируют наладить механизм работы по предварительным заказам (в т.ч. через "подворные" обходы потенциальных покупателей в деревнях), увеличить количество торговых точек в городах и дачных поселках, продолжить оснащение торговой сети холодильным оборудованием для реализации скоропортящихся продуктов, наконец, активно применять сезонные распродажи и гибкие системы скидок.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений