Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №5 (2502) от 21.01.2022 Смотреть архивы
USD:
2.5734
EUR:
2.9232
RUB:
3.3614
Золото:
151.87
Серебро:
2.01
Платина:
86.6
Палладий:
171.72
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

БЕЛАРУСИ ПРЕДЛАГАЮТ ПОРТ

Два варианта создания порта в Калининграде предложил Беларуси губернатор Калининградской области Владимир Егоров в начале этой недели во время визита в белорусскую столицу...
Два варианта создания порта в Калининграде предложил Беларуси губернатор Калининградской области Владимир Егоров в начале этой недели во время визита в белорусскую столицу. Первый потребует 80-120 млн. USD вложений и позволит переваливать 8,2  млн. т разных грузов в год, включая нефтепродукты. Второй обойдется не более чем в 1 млн. USD и даст возможность отгружать лишь порядка 1 млн. т белорусских калийных удобрений ежегодно. Во вторник проекты обсуждались с участием Александра Лукашенко. Он дал понять, что одобряет  вариант,  при котором Беларусь смогла бы отгружать 2-5 млн. т грузов, но принял ли глава государства конкретные решения, на момент подписания этого номера в печать не было известно.

О том, что два предложения будут представлены на рассмотрение белорусского Президента, журналистам сообщил сам Егоров в понедельник во время совещания в Минтрансе Беларуси. Более дорогостоящий вариант заключается в строительстве нового порта близ города Балтийска (пункт Восточный) практически "с нуля". Сейчас порт занимает всего 107 га земли и находится в ведении Минобороны России. Это будет порт "союзного значения", сказал губернатор Егоров. Финансировать строительство можно из союзного бюджета. Если вопрос удастся проработать на уровне рабочих групп, уже на ближайшем заседании союзного Совмина его можно представить на рассмотрение премьеров Беларуси и России. В Балтийске, как считает Егоров, "условия станут равными с Клайпедой", главным конкурентом Калининградского порта. Дело в том, что Балтийск соединен с морем каналом протяженностью в 4 км, глубину которого не составит труда довести до 11,5 м. Новый порт сможет переваливать 8,2 млн. т грузов в год. Это почти половина общей потребности Беларуси (сегодня мы отгружаем через международные порты 17 млн. т грузов ежегодно). Также планируется построить терминалы для хранения и смешивания удобрений. "Продавать готовые смеси за рубеж сейчас очень выгодно", - подчеркнул Президент Беларуси во вторник. Как сообщили представители Калининградской делегации, именно на создании порта в Балтийске настаивал Владимир Путин в один из последних приездов в Калининградскую область. Также о строительстве "нового порта" говорил Александр Лукашенко, комментируя итоги своей встречи с Президентом России в Завидово.

Второй вариант сотрудничества, предложенный Егоровым, заключается в модернизации старого торгового порта в самом Калининграде. С морем его связывает узкий канал протяженностью 43 км, движение возможно только в одностороннем порядке, что заставляет суда простаивать сутками (сутки простоя для судна грузоподъемностью 30 тыс. т обходятся в 25 тыс. USD). Канал позволяет обслуживать суда длиной не более 170 м и грузоподъемностью 16 тыс. т, тогда как Клайпеда, например, может работать с судами грузоподъемностью 60 тыс. т. Делегация из Калининграда заявила, что согласна за свои средства реконструировать канал и подготовить терминалы для хранения калийных удобрений. В ближайшее время работать сможет один терминал с тремя секциями, позволяющими хранить три вида этой продукции.

Сегодня на долю Калининградского порта приходится лишь 2% от общего объема грузов, которые морским путем продает Беларусь. Большую часть - это 59% - мы переваливаем через латвийский Вентспилс, еще 21% уходит через Клайпеду (Литва) и 18% через украинский Николаев. В конце июня, выступая перед журналистами на пресс-конференции, представители Минтранса заявили, что "по экономическим и техническим характеристикам порт Калининграда уступает Клайпеде и Вентспилсу", поэтому сотрудничество с ним невыгодно Беларуси "при всем уважении к россиянам".

Доставка одной тонны калийных удобрений в Калининград обходится на 1,5 USD дороже, чем до Клайпеды. Позиция Минска кардинально поменялась в результате встречи двух президентов в Завидово 21-22 июля. Тогда Александр Лукашенко заявил, что намерен перенаправить грузопотоки на Калининград. Во вторник, общаясь с Егоровым, он подчеркнул, что новое положение вещей позволит улучшить жизнь местного населения: "Беларуси очень выгодно сотрудничество с Калининградской областью по всем направлениям... Калининградская область получила бы от такого взаимодействия самое главное - люди здесь стали бы жить в 3-5 раз богаче, чем сейчас... Если бы мы смогли хотя бы часть (2-3-5 млн. т) грузить в Калининградской области, думаю, у вас бы не хватило рабочих рук, чтобы перевалить такое количество грузов". 

В понедельник на встрече Егорова с представителями Минтранса Беларуси прозвучали новые выкладки, свидетельствующие, что при определенных условиях сотрудничать с Калининградом выгодно, надо лишь "разобраться с Литвой". Именно из-за тарифов, установленных этой страной на железнодорожные перевозки, довезти тонну удобрений становится выгоднее до Клайпеды (расстояние 696 км), чем до Калининграда (661 км). По словам представителей Калининградской делегации, за прошлый год Литва подняла тарифы на 26%, в этом собиралась увеличить их еще на 15%. "Мы должны думать вместе, как вести разговор с Литвой, - было сказано на совещании. - Они так просто свой объем белорусских грузов от Клайпеды не отдадут". Как вариант решили попробовать "отобрать" часть работы у Латвии. А именно перебросить часть грузов с направления Вентспилс на Калининград и Клайпеду. "Если дать Клайпеде дополнительную работу, Литва может пойти на снижение тарифов для белорусских перевозчиков", - говорилось на совещании. В крайнем случае калининградцы пообещали "взять Литву на себя" и при необходимости сделать так, чтобы Москва "ставила вопрос перед Брюсселем". "Евросоюз не допустит, чтобы одна страна в ущерб остальным так защищала свой рынок", - резюмировал один из участников совещания.

Как сказали корреспонденту "Экономической газеты" в пресс-службе белорусского Президента, разговор главы государства с губернатором Егоровым носил конфиденциальный характер, и какой именно проект в отношении порта они обсуждали, неизвестно. Неизвестно также и то, давал ли Президент поручение правительству Беларуси заняться детальной проработкой проекта.

В неофициальной беседе с корреспондентом один из участников российской делегации отметил, что "самой России стоит подумать, насколько ей нужен Калининградский порт. Есть Санкт-Петербург, до которого не нужно добираться через Литву с ее тарифами. Все перевозчики могут переключиться на Петербург". Но, по его мнению, финансировать жизнь Калининградской области необходимо, и проект с подключением белорусской стороны тут весьма уместен.

P.S.  На прошлой неделе в Минске представители российского "Уралкалия" и нашего "Беларуськалия" заявили о создании совместного предприятия по сбыту удобрений, которое также собирается пользоваться услугами Калининградского порта. Но для этого его услуги должны быть экономически более выгодными, чем порта в Клайпеде. В Беларуси для продажи собственных удобрений уже создана сбытовая организация - это ОАО "Белорусская калийная компания". В состав ее акционеров и предложено войти "Уралкалию". Поставки калийных удобрений через новую компанию начнутся с 1 января 2006 г. "Беларуськалий" ежегодно продает 7,3 млн. т удобрений, "Уралкалий" - 5,8 млн. т.

Возможно, со временем к этому СП присоединится еще одна компания - российский "Сильвинит". Объединив усилия, белорусы и россияне смогут получить долю в 45% на мировом рынке калийных удобрений и опередить ведущие компании США и Канады по объему продаж. "Это позволит в интересах нашего Союзного государства держать достойную цену на продаваемые калийные удобрения и обеспечить стабильность мирового рынка хлористого калия", - сказал Президент Беларуси. Схема оптимизации калийных поставок обсуждалась на специальном совещании с его участием на прошлой неделе в Минске.

Как сказал в эксклюзивной беседе с корреспондентом "Экономической газеты" гендиректор "Белорусской калийной компании" Владимир Николаенко, "возить грузы в Калининград мы начнем только тогда, когда это будет нам экономически выгодно". Никакими политическими мотивами его компания руководствоваться не собирается. По его словам, Калининград может понизить цену на техническое обслуживание судов, что удешевит транспортную составляющую для производителей удобрений.