Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №6 (2503) от 25.01.2022 Смотреть архивы
USD:
2.6237
EUR:
2.9631
RUB:
3.326
Золото:
155.65
Серебро:
2.01
Платина:
88.4
Палладий:
189.29
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Беларусь "созрела"для принятия правил Евросоюза

Сегодня под полигонами - санкционированными мусорными свалками - занято 3,5 тыс. га земель, на которых накоплено 700 млн. т мусора. В среднем в год на одного жителя республики приходится около 2,5 т отходов. Для большинства граждан - это пугающая статистика...
Сегодня под полигонами - санкционированными мусорными свалками - занято 3,5 тыс. га земель, на которых накоплено 700 млн. т мусора. В среднем в год на одного жителя республики приходится около 2,5 т отходов. Для большинства граждан - это пугающая статистика. А вот те, кто строит свой бизнес на сборе и переработке вторичного сырья, уверены, что площади под свалками можно сократить, стоит только государству этот бизнес поддержать. О том, как это следовало бы сделать, рассуждает  председатель совета директоров Белорусской экологической ассоциации заготовителей и переработчиков вторичных ресурсов "Белэкоресурсы" Евгений ЛИТВИН.

Уменьшить потоки мусора, поступающего на полигоны, можно в течение нескольких месяцев, если в республике будет внедрен опыт стран ЕС. На макроуровне работа систем сбора и переработки отходов там выглядит следующим образом. Организации, использующие в своем производстве тару и упаковочные материалы, производят отчисления на специальный счет в размере законодательно установленной ставки за каждую тонну тары в зависимости от материала (полиэтилен, алюминий, макулатура и т.д.). Заготовительные организации собирают у населения и предприятий вторичные ресурсы и поставляют их перерабатывающим организациям. Собранные средства, за исключением потраченных на рекламу раздельного сбора отходов и орграсходов, делятся между заготовительными и перерабатывающими организациями прямо пропорционально объемам заготовки и переработки вторичного сырья.

Благодаря такой прозрачной организации распределения денежных средств включается механизм конкуренции между заготовительными организациями, так как увеличение объемов сбора ведет к увеличению трансфертов со специального счета.

Сборщики и переработчики берут кредиты, на которые изготавливаются спецконтейнеры, прессовое оборудование, сортировочные линии, гидравлические контейнеры, баки для раздельного сбора и т.д. Сумма трансфертов позволяет покрыть издержки от сбора и получать прибыль, направляемую на развитие.

У нас, к сожалению, только сбор денежных средств соответствует мировым стандартам. А вот распределение... В соответствии с постановлением Совета Министров РБ от 2003-02-27 г. N 269 "О совершенствовании системы сбора (заготовки) и использования некоторых видов вторичного сырья"  денежные средства распределяются на заседаниях рабочей группы при Совете Министров и состоящей из чиновников, часть из которых является заинтересованными в выделении средств организациям, находящимся в их подчинении.

В результате выделение финансовых средств без учета вклада заготовительных организаций приводит к иждивенчеству организаций-получателей, отсутствию у них заинтересованности в увеличении объемов заготавливаемого вторичного сырья, повышении его сортности.

Например, РУП "Белвторресурсы", входящему в состав концерна "Белресурсы", в 2004 г. было выделено 780 млн. руб. за счет денежных средств, поступающих на организацию сбора и переработки стеклянной тары и тары на основе бумаги и картона. Только вот объемы заготавливаемого вторичного сырья несмотря на оказанную помощь остались на прежнем уровне...

В течение 2004 г. на заседании рабочей группы по вопросам сбора и использования вторичных ресурсов неоднократно принимались решения о выделении финансовых средств предприятиям Минторга, концерна "Белресурсы", Белкоопсоюза, Минжилкоммунхоза.

В то же время рабочей группой в 2004 г. не было принято ни одного решения о выделении денег предприятиям концерна "Беллесбумпром", являющихся основными переработчиками заготовленной в республике макулатуры, и организациям Минстройархитектуры, которые перерабатывают отходы стеклянной тары.

А ведь в названном выше постановлении Совмина и постановлении от 2004-01-15 г. N 28 "Положение о порядке взимания и использования денежных средств, поступающих на организацию сбора и переработки стеклянной тары и тары на основе бумаги и картона" четко зафиксировано, что финансовые средства направляются на организацию сбора и переработки (!) отходов стеклянной тары и тары на основе бумаги и картона.

Я считаю, что для контроля за целенаправленным и эффективным использованием выделенной финансовой помощи, предприятиям-получателям по истечении года после ее получения  стоит отчитаться о проделанной работе по увеличению объемов заготовки и переработки вторичных ресурсов на заседании рабочей группы Совета Министров.

Существующий подход к распределению финансовых средств не учитывает интересов организаций, перерабатывающих данные отходы, которые остро нуждаются в средствах на техническое перевооружение и внедрение новых технологий. Именно из-за устаревших технологий они могут принимать к переработке только 5 сортов макулатуры, а в Германии - более 23. Это значит, что дорогостоящие сорта макулатуры используются в качестве низкосортных и бессортных.

На мой взгляд,  рабочая группа при Совете Министров, в которой нет представителей концерна "Беллесбумпром" и Минстройархитектуры, не знает всех нужд и проблем перерабатывающих организаций.

Или вот еще проблема. В республике образуется большое количество бытовых металлических отходов (баночки от различных напитков, другие бытовые металлоизделия), которые по действующему законодательству разрешается заготавливать только организациям  Белкоопсоюза. В результате основная масса таких отходов вывозится на полигоны. Если же разрешить вести сбор бытового металлического лома всем заготовительным организациям, это, с одной стороны, позволит значительно увеличить объемы заготовок данного сырья, с другой, - приблизит к мировым стандартам раздельный сбор  отходов в стране.

На мой взгляд, является нонсенсом тот факт, что заготовительные и перерабатывающие организации, работающие на рынке вторичных ресурсов, платят экологический налог. Они должны быть освобождены от его уплаты. Кроме этого, предлагаю восстановить в Законе РБ "О налогах на доходы и прибыль предприятий, объединений, организаций" действовавшую до 2002-12-28 г. норму о  предоставлении льготы по налогу на прибыль для организаций, работающих в сфере вторичных ресурсов. Высвободившиеся при этом финансовые средства должны направляться на техническое перевооружение организаций.

Решение данных проблем будет содействовать развитию заготовительной сети и перерабатывающих производств вторичных ресурсов, что позволит увеличить долю использования отходов в качестве вторичного сырья и улучшить экологическую обстановку в республике.

Кстати, мое мнение в этом вопросе разделяют руководители ряда предприятий, входящих в Белорусскую экологическую ассоциацию заготовителей и переработчиков вторичных ресурсов "Белэкоресурсы", в которую входит и возглавляемое мной предприятие "РУМБ", а также фирмы "ТУНИК", "Белзагоресурсы", "Фларэйд", доля которых по отдельным видам вторичного сырья достигает 19% от общего объема их заготовки в стране.

В нашей стране существует практика закрепления субъектов хозяйствования за определенными предприятиями по сбору мусора, которым они сдают отходы и, в частности, макулатуру. Члены ассоциации в 2004 г. являлись операторами по выполнению доведенного государственного заказа по заготовке и поставке макулатуры в Минской, Витебской, Гомельской и Брестской областях. В 2005 г. работают в качестве операторов в г.Минске и Могилевской области.

Кроме этого организации ассоциации "Белэкоресурсы" задействованы в товаропроводящей сети по сбыту картонно-бумажной продукции, вырабатываемой организациями концерна "Беллесбумпром", являясь их дилерами.

И несмотря на то, что объемы заготовок собранного членами ассоциации за 2004 г. вторсырья выросли на 30%, Министерство торговли никак не отреагировало на наши письма, в которых мы просили оказать финансовую помощь со специального счета на приобретение технологического оборудования. А ведь большинство из них более десяти лет работают в сфере заготовки и переработки вторичного сырья и накопили значительный полезный опыт. Учитывая это, на мой взгляд, было бы целесообразным привлекать представителей ассоциации к работе в составе рабочей группы Совета Министров и для подготовки вопросов, вносимых на ее рассмотрение.