$

2.1008 руб.

2.3470 руб.

Р (100)

3.3592 руб.

Ставка рефинансирования

9.00%

Интеграция

Беларусь Украина: пороги на пути добрососедства

09.08.2002
В конце прошлой недели на половине пути между Киевом и Минском -- в Мозыре прошло восьмое заседание Межправительственной белорусско-украинской комиссии по вопросам торгово-экономического сотрудничества под председательством первого заместителя премьер-министра Республики Беларусь Сергея СИДОРСКОГО и вице премьер-министра Украины Леонида КАЗАЧЕНКО.

Заседание комиссии состоялось в непростое для нас время: падение экспорта в Украину достигло 55%. Чтобы исправить ситуацию, белорусская сторона была настроена решительно -- республике необходимо вернуть ранее утраченные позиции. Если не сможем установить прочные торгово-экономические отношении с самыми ближайшими соседями -- что уж тут мечтать о завоевании рынков дальнего зарубежья!

ПОРОГ 1. НАШИ НЕФТЕПРОДУКТЫ ДОРОЖЕ СОСЕДСКИХ. Главной причиной падения белорусско-украинского товарооборота стало уменьшение объемов поставок в Украину белорусских продуктов нефтепереработки в связи с большими ценами в сравнении с украинскими нефтеперерабатывающими предприятиями. Их реструктуризация и внедрение современных технологий сделали белорусскую продукцию неконкурентоспособной на рынке соседей. Кстати, это касается не только нефтепродуктов, но и ряда других товаров не только украинского, но и российского производств, конкурирующих с белорусскими на украинской территории. Что уж тут говорить -- по ряду товарных позиций наши производители проигрывают не то что на украинском, но и на своем, белорусском рынке.

ПОРОГ 2. САХАРНЫЙ. Нужно отметить и обоюдные потери в сахарных "войнах" между нашими народами. Впрочем, нужно уточнить: "воюют" не сами народы, а наши экономики. Кстати, первыми начали мы.

Несколько лет назад белорусские власти приняли ограничительные меры на пути продвижения украинского сахара на наш рынок -- нужно было дать возможность подняться отечественной сахароперерабатывающей промышленности. В конце прошлого года аналогичные меры приняло правительство Украины. Чтобы обойти препоны, поставщики сахара пошли на хитрость: стали поставлять украинцам сахарный сироп, но сироп -- это все-таки не сахар...

ПОРОГ 3. АНТИДЕМПИНГОВЫЙ. Дальше -- больше. С прошлого года Украина стала вводить в отношении белорусских товаров, таких, как искусственный мех, ворсовое полотно, древесно-волокнистые плиты и рубероид антидемпинговые меры. Неадекватный демпинг украинцы объясняют тем, что они относят нашу страну к странам с нерыночной экономикой. Проблема смягчения мер уже обсуждалась не раз на самом высоком уровне, однако сдвигов не было. Достигнута договоренность с Министерством экономики и по вопросам европейской интеграции о пересмотре действующих антидемпинговых санкций в отношении импорта в Украину белорусского рубероида. При этом цена товара при расчете антидемпинговой санкции будет определяться исходя из его рыночной стоимости и экспортной цены.

ПОРОГ 4. ФИНАНСОВЫЙ. В прессе говорят и о более старых "недоразумениях" финансового характера между нашими странами. Это украинский долг Беларуси, цифры которого сторонами постоянно корректируются. Украина предлагает реструктуризацию финансовых обязательств. Часть выплаченного соседями долга планируется направить на демаркацию белорусско-украинской границы, которая требует огромных средств -- около 80 млн. USD. Кстати, отчасти именно по причине отсутствия финансовых средств Договор о государственной границе, подписанный еще в 1997г., до сих пор не ратифицирован Национальным собранием Беларуси, а вот украинцы его ратифицировали. Для урегулирования вопросов финансового характера между двумя странами комиссией поручено компетентным органам пересмотреть и доработать проект соответствующего соглашения.

ПОРОГ 5. ПРИПЯТСКО-ДНЕПРОВСКИЙ. Тема особого разговора -- прохождение судов с калийными удобрениями и прочими белорусским грузами через низовье и устье Припяти, находящейся на украинской территории, и по Днепру -- до морского порта Николаев. Есть проблемы как с безопасным прохождением судами припятского участка украинской территории, так и местными поборами, особенно при прохождении шлюзов Днепровского каскада. Шлюзовые, лоцманские и канальные сборы в значительной мере повышают стоимость, а значит, и привлекательность перевозок грузов к морским портам речным путем. Есть трудности и с таможенным оформлением.

Белорусская сторона вышла со встречными предложениями по регулировке движения по припятско-днепровскому водному коридору. Надо полагать, транспортировка минеральных удобрений и других грузов по-прежнему будет более привлекательной, чем их доставка более дорогим железнодорожным путем. Стороны договорились содействовать скорейшему открытию таможенного пункта оформления белорусских грузов в порту г. Николаева, что будет способствовать увеличению грузопотока белорусских калийных удобрений в Европу. Более того, водные артерии, соединяющие Беларусь и Украину, станут доступны и для рядовых граждан. Как пообещали участники заседания, по Припяти и Днепру будет вновь ходить пассажирский теплоход типа "Ракета", который за считанные часы доставит белорусов в Киев, где до сих пор живет немало наших земляков.

Будем объективны, в последнее время белорусско-украинские контакты активизировались. В конце мая в ходе встречи глав Беларуси и Украины правительствами наших стран был подписан ряд документов, направленных на расширение сотрудничества, в частности, такой важный документ, как Меморандум о принципах неприменения защитных мер относительно импорта товаров происхождением из Украины и Беларуси. Прошел ряд встреч на уровне торгово-промышленных палат, отдельных белорусских и украинских предприятий, на которых обсуждались проблемы увеличения поставок металла в Беларусь, открытия в Украине ряда совместных производств -- по сборке белорусских кормоуборочных комбайнов, тракторов МТЗ, моторов на территории разных городов Украины. Благодаря грамотной организации торгово-проводящей сети, и в частности открытия ряда представительств белорусских предприятий в Украине, в первой половине текущего года значительно возрос экспорт велосипедов, холодильников, обоев, облицовочной плитки, хлопчатобумажных тканей и т.д.

А вот на пути реализации ряда белорусско-украинских проектов по созданию совместных производств, в частности совместного с "Гомсельмашем" производства кормоуборочных комбайнов, дизельных тракторных двигателей, стали возникать финансовые проблемы. Лучше дела обстоят со сборкой первых комплектов тракторов: совсем недавно белорусские тракторозаводцы поставили в Украину первые два десятка комплектов тракторов. Решение данных проблем получило новый импульс на заседании Межправительственной белорусско-украинской комиссии.

По итогам совместного заседания комиссии также подписаны такие документы, как: соглашение о сотрудничестве в сфере малого предпринимательства между Минэкономики Беларуси и соответствующим Госкомитетом Украины; соглашение между белорусским и украинским правительствами о сотрудничестве в сфере ветеринарной медицины, а также соглашение о сотрудничестве между Минэкономики Беларуси и Министерством экономики и по вопросам европейской интеграции Украины. Были намечены конкретные мероприятия по интенсификации приграничного сотрудничества, в числе которых -- открытие нового пункта пропуска подакцизных товаров в направлении Гомель -- Щорс.

Автор публикации: Тамара МАРКИНА