$

2.1226 руб.

2.4814 руб.

Р (100)

3.1356 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

БЕЙ СВОИХ, ЧТОБЫ ЧУЖИЕ НАЖИВАЛИСЬ©

05.08.2014

Указ от 21.07.2014 № 361 «Об отдельных вопросах налогообложения, бухгалтерского учета, переоценки имущества и взимания арендной платы» (далее — Указ) привел в смятение, наверное, всех плательщиков НДС в Беларуси и многих — за ее пределами. Импортеров он ударил напрямую, остальных косвенно, но существенно, так как сложно найти предприятие, которое бы вообще обходилось без импортных товаров в своей деятельности.

Юрий ВЕРЕМЕЙКО, юрист

До сих пор импортеры, ввозящие товары в Беларусь, и экспортирующие их в другие страны, в первую очередь в Россию, надеются, что нормы Указа их не коснутся. На то есть свои резоны — ведь экспорт у нас всегда был приоритетным. Реэкспортные операции тоже весьма выгодны для государства, так как обеспечивают неплохую маржу, приток валюты и налогов. Однако положения Указа затрагивают и такую деятельность.

Напомним, в соответствии с ч. 1 подп. 1.5 Указа суммы НДС, уплаченные при ввозе на территорию РБ приобретенных товаров со дня вступления в силу Указа и до 31 декабря 2014 г. включительно, подлежат вычету в том отчетном периоде, в котором истекло 90 календарных дней с даты их выпуска в соответствии с заявленной таможенной процедурой, при ввозе товаров в РБ с территории государств, не являющихся членами Таможенного союза (ТС), и с даты их принятия к учету — при ввозе товаров в республику из государств — членов Таможенного союза. Данные нормы применяются, если ввезенные на территорию республики в 2014 г. товары реализуются плательщиком, осуществившим их ввоз, на территории РБ в неизменном состоянии, в т.ч. в неизменном виде. Как видим, введенные ограничения на вычет НДС применяются в том случае, если импортированные товары реализуются на территории Беларуси. При этом в соответствии со ст. 32 НК местом реализации товаров признается территория Беларуси, если товар находится на территории РБ и не отгружается и не транспортируется покупателю (получателю, указанному покупателем) и (или) товар в момент начала отгрузки или транспортировки покупателю (получателю, указанному покупателем) находится на территории РБ.

ТАКИМ ОБРАЗОМ, экспорт товаров в другие страны из Беларуси представляет собой реализацию товаров на территории республики. Некоторые полагают, что экспорт — это продажа не в Беларуси, ведь она не облагается НДС, что неверно. Экспорт — это оборот по реализации товаров в РБ, который облагается налогом по нулевой ставке, что подразумевает вычет НДС сверх начисленной суммы, т.е., по сути, возврат предъявленного НДС, а в рассматриваемой нами ситуации с импортом — возврат ввозного НДС. Таким образом, экспортеры ранее ввезенных в Беларусь товаров также попадают под ограничения, введенные Указом. Иными словами, можно оспаривать эффективность такого ограничения, но не сам факт его наличия.

Те экспортеры, которые поняли сложившуюся ситуацию, уже пытаются найти выход из нее. Некоторые даже готовы принимать к вычету НДС, несмотря на введенное ограничение. Мол, это все равно дешевле привлечения кредитных ресурсов под вымывание оборотных средств ввиду отсрочки вычетов.

И действительно, пеня за несвоевременную уплату налога в связи с неправомерным применением вычетов будет существенно ниже средней ставки по кредитам, сложившейся на сегодняшний день.

Санкций в виде административной ответственности, в общем-то, в большинстве случаев также удастся избежать, поскольку к моменту проверки задолженность, скорее всего, будет уже погашена.

Однако не все так гладко, как может показаться с первого взгляда. Необходимо помнить о мерах уголовной ответственности, которая строится совсем на иных принципах.

ТАК, в соответствии со ст. 243 Уголовного кодекса (далее — УК) уклонение от уплаты сумм налогов, сборов путем сокрытия, умышленного занижения налоговой базы, повлекшее причинение ущерба в крупном размере, наказывается штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или арестом на срок до 6 месяцев, или ограничением свободы на срок до 3 лет, или лишением свободы на тот же срок. То же деяние, повлекшее причинение ущерба в особо крупном размере, наказывается ограничением свободы на срок до 5 лет или лишением свободы на срок от 3 до 7 лет с конфискацией имущества или без конфискации и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения. При этом крупным размером ущерба признается уклонение от уплаты сумм налогов, сборов на сумму свыше 1000 базовых величин, а особо крупным — 2500, т.е. примерно от 13,2 тыс. до 22,1 тыс. USD — суммы для относительно крупных импортеров не такие уж и большие. Кстати, в отличие от административной ответственности погашение задолженности не исключает наличия состава преступления по ст. 243 УК, а лишь смягчает ответственность.

Конечно, будут разрабатывать и другие вполне законные механизмы, позволяющие принять ввозной НДС к вычету, например продажу товаров за пределами республики. Но подойдут они далеко не всем и не всегда эффективны. И тогда встанет вопрос о целесообразности ведения бизнеса в Беларуси.

До недавнего времени наши условия таможенной очистки были достаточно выгодны по сравнению с российскими по числу процедур, временным затратам и стоимости. Однако теперь отсрочка права на вычет НДС сводит на нет все эти преимущества.

РАДУЕТ лишь то, что Указ в данной части носит временный характер. Но даже это не исключает вопросов относительно неэффективной и непоследовательной налоговой политики. Остается лишь надеяться, что ухудшающие положение экспортеров условия будут отменены.

Полномасштабного ухода этого бизнеса из страны, как пророчат многие скептики, ожидать не стоит, но все же веденные ограничения станут серьезным препятствием для развития бизнеса. И некоторые компании действительно могут переместить свой бизнес в Россию, а это потеря и валютной выручки, и рабочих мест. Причем не исключено, что технически деятельность будет продолжать вестись и в Беларуси, но «сливки» достанутся России, так как туда переместятся финансовые потоки, центр прибыли и налоги.

Не исключены и претензии со стороны членов ТС, так как введенные ограничения имеют определенные признаки нетарифного регулирования импорта.

В заключение можно напомнить, что весьма похожий сценарий наблюдался, когда постановлением Правления Нацбанка от 11.11.2008 № 165 «О порядке осуществления расчетов по вншнеторговым договорам, предусматривающим импорт» были запрещены авансовые платежи при импорте. Впоследствии Нацбанк все же разрешил проведение импортерами авансовых платежей по внешнеторговым договорам с российскими и казахстанскими компаниями. Заметим, дело было еще до создания ТС.