$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проблемы и решения

БАЗОВАЯ ВЕЛИЧИНА В ТРУДОВОМ ПРАВЕ©

27.01.2012

С 1.04.2012 г. в соответствии с постановлением Совмина от 30.12.2011 № 1785 резко повысится размер базовой величины — с 35 000 до 100 000 Br. Затронет ли это решение правительства сферу трудовых отношений?

Дмитрий ХАЛИМОНЧИК, юрист ООО «ЮрЗнак»

Десятилетие назад, когда базовая величина (БВ) стала применяться в Беларуси, целью ее введения была необходимость принятия норматива для расчета ряда значений, зависящих ранее от размера минимальной заработной платы. Значение же минимальной заработной платы, активно растущее на тот момент (за период с 1.12.2001 г. по 1.03.2002 г. прирост составил 70%, а за период с 1.03.2002 г. по 1.01.2003 г. — почти 240%), было сохранено только для трудовых отношений и выражало непосредственно размер минимального заработка работников. Базовая величина была призвана вывести ряд показателей в зависимости от резкого роста государственно гарантируемого норматива оплаты труда.

В 2011 г. наблюдался схожий скачок размера минимальной заработной платы (+117%). Тем не менее сейчас связь этого норматива с размером БВ не столь очевидна. Значение минимальной заработной платы действительно применяется исключительно в сфере трудовых отношений и не используется в «гражданских» областях, которые «завязаны» уже на размер базовой величины. Таким образом, изменение размера БВ, в принципе, не связано с повышением гарантированного благосостояния населения. Насколько существенно и как отразится такое повышение на системе отношений «наниматель — работник»?

Действующее законодательство связало практически все выплаты работникам с размером минимальной заработной платы, среднемесячного заработка или с решением уполномоченного государственного органа, оставив для базовой величины в основном область штрафных санкций.

Так, весьма опосредованное значение для большинства работников имеют размеры стипендий, устанавливаемых в соответствии с Законом от 15.06.2006 № 125-З «О занятости населения» (далее — Закон № 125-З) органами по труду, занятости и социальной защите для лиц, направленных на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации. Стипендии назначаются и выплачиваются в размере не менее 1,5 величины минимального пособия по безработице для данного безработного и не более 3-кратной базовой величины (сейчас — 105 000, с 1.04.2012 г. — 300 000 Br). Также Законом № 125-З предусмотрена зависимость от базовой величины размера пособия по безработице, выплачиваемого со дня регистрации в органах по труду, занятости и социальной защите в качестве безработного: по общему правилу — не ниже 1 и не выше 2 БВ.

С учетом давно начатой и проводимой законодателем либерализации трудовых отношений формирование всех выплат работникам является исключительной прерогативой нанимателя и не зависит от сторонних утвержденных нормативов.

Тем не менее стоит обратить внимание на важный сопутствующий момент — налогообложение. В соответствии со ст. 163 Налогового кодекса (далее — НК) от подоходного налога с физических лиц освобождаются доходы, не являющиеся вознаграждениями за выполнение трудовых или иных обязанностей, в т.ч. в виде материальной помощи, подарков и призов, оплаты стоимости путевок, страховых услуг, получаемые от организаций и ИП, являющихся местом основной работы.

Изменение размера базовой величины могло бы повлиять на максимальную сумму не облагаемой подоходным налогом материальной помощи и аналогичных выплат. Ранее предельной суммой было значение, равное 150 БВ от каждого источника в течение налогового периода, а от иных организаций и ИП — в пределах 10 БВ. Однако в соответствии с изменениями, внесенными в НК с 1.01.2012 г., теперь сумма зафиксирована в твердом значении — 8 млн. и 5,3 млн. Br соответственно.

Сами фиксированные размеры материальной помощи работникам могут определяться в локальных нормативных правовых актах как в суммах, кратных размеру базовой величины, так и в других значениях.

Аналогично освобождаются от подоходного налога доходы работников, не являющиеся вознаграждениями за выполнение трудовых или иных обязанностей, получаемые от профсоюзных организаций, в т.ч. в виде материальной помощи, подарков и призов, оплаты стоимости путевок, в пределах 1,6 млн. Br (ранее — до 30 БВ) от каждого источника в течение налогового периода.

Действующее законодательство содержит нормы, сформулированные таким образом, что основные выплаты работникам, если не формируются самим нанимателем или не сформулированы в твердой сумме государственным органом, рассчитываются исходя из иных социальных нормативов.

Так, нормативы возмещения командировочных расходов определяются Минфином в твердой сумме, а при командировках за границу — в валюте соответствующего государства. Пенсии, в соответствии с Законом от 17.04.1992 № 1596-XII «О пенсионном обеспечении», назначаются в размере 55% среднемесячного заработка, но не ниже минимального размера пенсии, который, в свою очередь, устанавливается в процентном соотношении от величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения. Пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются в соответствии с порядком, определяемым правительством в процентном соотношении от среднего заработка работника. Надбавки и иные надтарифные выплаты работникам «классически» определяются в проценте от суммы тарифного оклада (ставки) работника. Доплаты, носящие компенсационный характер, обычно соответствуют сумме возмещаемых затрат.

Основное, на что стоит обратить внимание работникам и нанимателям в связи с изменением размера бывшей незыблемой на протяжении почти 5 лет базовой величины, — это область нарушений законодательства о труде.

Первое, на чем отразится повышение норматива — размер штрафов, установленных КоАП. Так, отказ от принятия на работу гражданина, направленного в счет брони, может теперь «стоить» нанимателю до 5 млн. Br (ст. 9.16 КоАП). Нарушение правил охраны труда, требований нормативных правовых актов по охране труда, в т.ч. технических нормативных правовых актов, — до 30 млн. Br (ст. 9.17 КоАП). В п.1 ст. 9.19 КоАП предусмотрена ответственность за нарушение порядка и сроков выплаты заработной платы — до 10 млн. Br.

Самую широкую формулировку имеет состав правонарушения, указанный в п. 4 ст. 9.19. КоАП, — иные нарушения законодательства о труде, которые могут обойтись нанимателю в сумму до 2 млн. Br. Учитывая «открытость» перечня нарушений, сюда могут быть отнесены самые разные допущенные нанимателем огрехи.

Другую сторону конфликтов в сфере трудовых отношений составляет судебное рассмотрение споров между нанимателем и работником. Однако если вторые в соответствии со ст. 241 Трудового кодекса и ст. 257 НК освобождены от уплаты государственной пошлины, то наниматели при подаче искового заявления неимущественного характера обязаны будут раскошелиться в пределах 3 БВ (300 тыс. Br).

Подводя итог, отметим, что изменение размера базовой величины не внесет существенных корректировок в отношения нанимателей и их работников. Первым придется быть внимательнее, чтобы не допускать промахов, за которые законодательством предусмотрена административная ответственность. Работникам же увеличение размера базовой величины в тех немногих случаях, которые имеют отношение к труду, только на руку, т.к. на основании базовой величины определяется размер выплат социального характера.