$

2.0989 руб.

2.4052 руб.

Р (100)

3.1982 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Факты, комментарии

БАТЭ не уступит конкурентам

27.04.2007

В последние годы Борисовский завод автотракторного электрооборудования (БАТЭ) переживал не лучшие времена. Серьезная конкуренция со стороны российских, китайских, украинских и мировых производителей и резкое удорожание сырья поставили под угрозу сохранение традиционного российского рынка сбыта. Сегодня на предприятии значительно увеличили финансовый оборот и рассчитывают на масштабную реконструкцию производства. Что изменилось за последнее время, и какие у БАТЭ перспективы? На эти вопросы «ЭГ» ответил генеральный директор предприятия Анатолий КАПСКИЙ.

- Анатолий Анатольевич, чем были вызваны трудности БАТЭ в последнее время? Как себя чувствует предприятие сегодня?

— Положение БАТЭ резко ухудшилось в 2004 г., что было вызвано скачком цен на материалы — черные и цветные металлы. Их доля в себестоимости — более 60%. При этом на медь, в зависимости от вида изделия, приходится порядка 20-30%. В прошлом году, когда цена тонны меди выросла ровно в 2 раза, ситуация была просто патовая.

Сейчас обстановка стабилизировалась. Темп роста объемов производства в прошлом году по сравнению с 2005 г. в сопоставимых ценах составил около 109%, экспорт увеличился на 58%. В прошлом году предприятие сработало с положительным внешнеторговым сальдо свыше 27 млн. USD, что больше чем в 2005 г. почти на 11 млн. USD. Это, я считаю, самый важный показатель эффективности внешнеэкономической деятельности предприятия.

- За счет чего удалось переломить ситуацию?

— Благодаря серьезному улучшению работы менеджмента предприятия. В целом, первый квартал прошлого года ушел на то, чтобы взять ситуацию под контроль. Приходилось не только выдерживать рост цен на материалы, но и разбираться с убытками, образовавшимися еще в 2005 г.

- С проблемами справились не без помощи государства?

— В прошлом году мы пользовались только такой мерой господдержки, как нормативное распределение выручки, но во втором полугодии мы от нее отказались. Провели допэмиссию акций. В результате от купившего их Миноблисполкома на счета БАТЭ поступило порядка 8 млрд. Br. Но это не та господдержка, при которой просто списывают долги. Полученные средства пошли на развитие. Финансовый оборот БАТЭ в 2006 г. увеличился по сравнению с предыдущим годом на 32 млрд. и составил 148 млрд. Br в год. Инвестиции — около 7 млрд. Br — были в основном направлены на капвложения.

- Вы увеличили объемы кредитов в банках?

— Наоборот, их сократили. Дело в том, что раньше большое влияние на себестоимость продукции БАТЭ оказывал наш кредитный портфель. В 2005 г. более 3 млрд. Br мы заплатили только за пользование кредитными ресурсами. Поэтому в 2006 г. мы процентов на 10 уменьшили объем своих заимствований и изменили их структуру. Раньше предприятие брало много кредитов для поддержания коммерческого оборота, для выплаты зарплаты, в прошлом году больший объем заимствований пошел на финансирование закупок оборудования.

- Еще несколько лет назад в белорусской прессе стали говорить о том, что БАТЭ теряет свои позиции на рынке российского автопрома. Какова сегодня в его обеспечении стартерами доля БАТЭ, и насколько она снизилась за последние годы?

— Мы свою долю на рынке не теряли. Сегодня она составляет порядка 40%, примерно столько же было и раньше. У БАТЭ очень серьезные конкуренты на рынке РФ: Самарский завод им. Тарасова, Ржевский завод «Элтра», украинский «Электромаш», словенская «Искра». Уже 6 лет в России представлен Bosh, прибавьте сюда еще китайских производителей… Если говорить о возможной потере рынков, то в будущем ее причиной может быть отсталость разработок и технологий нашего предприятия.

- Как вы собираетесь противостоять конкурентам?

— Мы не намерены уступать свои позиции ни на внутреннем, ни на российском рынках. Проектом развития предприятия, разработанным в 2006 г., запланирована полная замена всего модельного ряда выпускаемых сегодня стартеров и генераторов к 2010 г. Сегодня проходит процедуру согласования проект указа Президента «О реконструкции производств стартеров и генераторов ОАО «БАТЭ». Этот проект подразумевает значительные инвестиции. Только в этом году их объем должен составить порядка 10 млн. USD.

Жизнь не стоит на месте, и сегодня мы уточняем наш бизнес-план с целью замены всего модельного ряда своей продукции к концу 2008 г. Новые изделия будут иметь совершенно другие массогабаритные характеристики. При сохранении прежней мощности их вес уменьшится в среднем в 2 раза. Это будут современные эффективные изделия с использованием новейших разработок, в частности, будут применены планетарные редукторы, что позволит достигнуть более высоких мощностей. Стартеры с планетарным редуктором на сегодняшний день на территории бывшего Союза выпускаются только на заводе им. Тарасова в Самаре по лицензии, закупленной еще в 1988 г.

- Для такого глобального обновления продукции потребуется не менее серьезное техперевооружение?

— Конечно, переход на производство новых изделий требует обновления оборудования. К примеру, на имеющейся у нас сегодня линии сборки якоря стартера невозможно сделать изделие нового поколения. Для этого необходимы абсолютно другие технологии производства комплектующих и непосредственно сборки. Что касается оборудования сборочного производства БАТЭ, то его планируется заменить к 2008 г. практически на 100%. Полностью будет меняться и намагничивающее оборудование, оборудование для контроля и испытания изделий и многое другое.

- В настоящее время на какие двигатели в плане их соответствия современным экологическим требованиям устанавливаются борисовские стартеры и генераторы? В связи с этим какие перспективы ожидают БАТЭ в будущем?

— Все изделия, находящиеся в разработке и разработанные предприятием во второй половине 2006 г., могут устанавливаться на двигатели, соответствующие требованиям Евро-2 и Евро-3. В частности, в прошлом году мы выпустили новый стартер для четырехцилиндрового двигателя производства ММЗ уровня Евро-3. Этими моторами сейчас комплектуется техника МАЗа и ГАЗа. Разработанное БАТЭ изделие имеет очень высокие технические характеристики и идет по программе импортозамещения, им в Беларуси заменяется стартер словенской «Искры».

В этом году мы планируем выпустить опытно-промышленные партии еще двух новых стартеров. Стратегия развития БАТЭ подразумевает производство продукции, которая будет востребована не только на российских заводах, но и на уже действующих в РФ сборочных предприятиях мировых производителей. С этой целью на заводе предусмотрено создание условий для производства продукции, соответствующей стандарту ISO/TS-16 949. Мы поставили задачу к 2008 г. подготовить и сертифицировать предприятие на соответствие этому стандарту. Он уже давно работает во всем мире, а в Беларуси ему пока соответствует только часть производства одного частного предприятия. Нам же без соответствия этому стандарту о Форде, Рено и других мировых лидерах можно даже не мечтать.

СПРАВКА

Борисовский завод автотракторного электрооборудования — одно из валообразующих предприятий Беларуси. Основная продукция БАТЭ — стартеры и генераторы для легковых и грузовых автомобилей. На заводе производится порядка 40 моделей стартеров, 6 моделей генераторов, товары народного потребления. В Россию экспортируется около 86% всей продукции, из которой около половины реализуется как запчасти на вторичном рынке. Продукция БАТЭ представлена на всех автомобильных конвейерах РФ. Основные потребители — АвтоВАЗ, ГАЗ, УАЗ, в Беларуси — МАЗ и ММЗ. По результатам работы в 2006 г. ОАО «БАТЭ» признано лучшим поставщиком ОАО «АвтоВАЗ».