Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №5 (2502) от 21.01.2022 Смотреть архивы
USD:
2.5734
EUR:
2.9232
RUB:
3.3614
Золото:
151.87
Серебро:
2.01
Платина:
86.6
Палладий:
171.72
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

БАРТЕР — проблема экономическая

утверждает заместитель директора департамента экономики промышленности, транспорта и связи Минэкономики Людмила ЧЕГЛИК
утверждает заместитель директора департамента экономики промышленности, транспорта и связи Минэкономики Людмила ЧЕГЛИК

БАРТЕР как форма расчета по сути представляет собой натуральный обмен. Основной проблемой здесь является достижение действительной эквивалентности, определяемой полезностью приобретаемого товара для каждой из сторон.

Отрицательной стороной бартеризации считается снижение экономической эффективности производства. Нередко ради обеспечения непрерывности процесса организация вынуждена менять свой продукт на не совсем ей нужный или иметь дело с не самыми выгодными партнерами, что замедляет оборачиваемость средств, увеличивает их дефицит у производителя.

Однако натуральный обмен не всегда неэффективен. Его условия могут иногда полностью устраивать участников подобных сделок. Как правило, такие отношения формируются в течение длительного периода, например, при устойчивых производственно-технологических кооперационных связях. Различают внешние (объективные) и внутренние (субъективные) причины существования бартера в экономике Беларуси. С 1995г. одной из основных финансовых проблем в государствах бывшего СССР, особенно в России, был кризис неплатежей, предпосылками которого стали жесткая денежно-кредитная политика, искусственно создавшая нехватку денег в обращении и приведшая к демонетизации экономики, а также налогово-бюджетные ограничения и фиксированный обменный курс национальной валюты. Именно эти факторы, разрушив механизм поддержания ценностных соотношений, являющихся в условиях рынка основными регуляторами производственной деятельности предприятий и формирования материально-вещественных пропорций, и повернули российскую экономику ко всеобщему натуральному обмену.

Специфика проблемы неплатежей в России заключалась еще и в том, что помимо разрушительного воздействия на бюджетно-финансовый и производственный секторы самой российской экономики она "втянула в процесс" экономику всех ее торговых партнеров из стран СНГ, в т.ч. Беларуси.

Кроме того, наша страна в те годы (как и сегодня) сильно зависела от импорта из России энергоносителей. Для погашения образующейся при этом задолженности был разработан и реализован целый комплекс товарообменных зачетных операций. Получаемые из республики промышленные товары операторы РАО "ЕЭС" и РАО "Газпром" имели возможность реализовать, в т.ч. в третьи страны, по ценам ниже экспортных цен белорусских производителей, порой конкурируя с последними.

В результате в 1998--2000гг. почти половина экспортных поставок в Россию осуществлялась без поступления валютной выручки.

Таким образом, российский кризис неплатежей можно определить в качестве объективной причины вовлечения белорусских субъектов хозяйствования в товарообменный процесс.

ВМЕСТЕ с тем предпосылки для роста бартера имелись и в самой Беларуси. Как известно, до сентября 2001г. в нашей стране одновременно применялось несколько курсов национальной валюты при постоянно растущей разнице между ними. На этом фоне обязательная продажа валюты по официальному курсу стала для экспортеров дополнительной финансовой нагрузкой. С переходом в сентябре 2001г. на единый курс проблема отпала. Однако ее длительное существование привело к вымыванию у товаропроизводителей оборотных средств, дефицит которых (ощущаемый, кстати, и поныне) также стимулировал развитие бартерных отношений. При этом каждый новый виток роста бартера сопровождался нарастанием дефицита "оборотки" и наоборот. Причинная связь превратилась в причинно-следственную.

Состояние обеспеченности промышленных предприятий собственными оборотными средствами можно охарактеризовать как критическое. При нормативе 30% этот показатель ежегодно снижается (табл.1).

К причинам дефицита оборотных средств необходимо также отнести и чрезмерную налоговую нагрузку на реальный сектор экономики; перекрестное субсидирование в оплате за потребленные топливно-энергетические ресурсы, при котором основная нагрузка ложится на промышленность; хронические внутренние неплатежи.

Показатели, характеризующие ситуацию в промышленности с неплатежами, в частности с кредиторской задолженностью, приведены в табл. 2. Видно, что она по-прежнему растет и существенно превышает дебиторскую задолженность, несмотря на некоторое снижение процентного отношения первой ко второй. Хотя в результате сокращения перекрестного субсидирования и введения жестких нормативов обязательного уровня денежных платежей в расчетах за потребленные ТЭР темпы роста задолженности снизились, улучшилось общее состояние расчетов за них.

Следствием опережения темпов роста просроченной кредиторской задолженности по сравнению с темпами роста денежных средств на счетах предприятий стало снижение их текущей платежеспособности (денежные средства на счетах предприятий в % к просроченной кредиторской задолженности).

Приведенные выше факторы негативно отражаются на состоянии оборотных средств и платежеспособности промышленных организаций, что, в свою очередь, вынуждает их искать неденежные формы расчетов.

СЛЕДОВАТЕЛЬНО, решение проблемы бартера запретительно-административными методами не может дать желаемых результатов. Основные действия государства должны быть направлены на восстановление оборотных средств у товаропроизводителей, улучшение их финансового состояния.

На микроуровне одной из причин бартера стала низкая конкурентоспособность многих белорусских товаров, в т.ч. на рынках России. Активизация инвестиционных процессов в России, обновление основных фондов и технологий позволяет российской промышленной продукции конкурировать с белорусской по цене и качеству. Поэтому зачастую белорусским производителям, чтобы "сбыть" товар, приходится соглашаться на любые условия оплаты, включая бартер.

КОНЕЧНО, преуспевание российского промышленного комплекса еще не столь заметно. Однако не секрет, что россияне местами уже вытесняют белорусскую продукцию на наших же рынках. Учитывая сегодняшнее состояние нашего инвестиционного климата и темпы роста инвестиций в России, догонять ее белорусским промышленникам с каждым годом будет все сложнее, хотя снижению объемов бартера руководство республики уделяет большое внимание. Так, был принят ряд постановлений правительства: от 19.11.98г. N 1781 "О товарах, не подлежащих поставкам по товарообменным (бартерным) операциям", от 24.03.99г. N 405 "О вопросах ценообразования при проведении товарообменных операций", от 25.05.99г. N 774 "О мерах по сокращению товарообменных (бартерных) операций в 1999 году", а также Указ Президента от 23.06.99г. N 338 "О введении рентного сбора при осуществлении внешнеторговых (бартерных) операций".

В 2002г. в соответствии с поручением Президента правительством утверждены План мероприятий по ликвидации необоснованного посредничества, сокращению бартерных операций и взаимозачетов в отраслях экономики и задания по снижению доли неденежной части и товарообменных операций в выручке.

Мониторинг выполнения указанных мероприятий показывает, что снижение бартерных расчетов в отечественной экономике идет медленнее, чем хотелось бы (в январе -- августе 2002г. их долю в выручке удалось в целом по республике сократить только до 19,1% по сравнению с 20,3% в январе -- августе 2001г.).

Кроме того, жесткое административное ограничение доли товарообменных операций у госпредприятий и акционерных обществ с долей государственной собственности привело к тому, что бартер стал заменяться другими неденежными формами расчетов (зачетами, уступкой долга, работой через третьих лиц, новациями, предоставлением отступного, векселями и т.п.).

При этом неденежные расчеты продолжают оказывать негативное воздействие на финансовое состояние отраслей реального сектора экономики, ведут к сокращению денежных средств в расчетах и росту кредиторской задолженности. За 10 месяцев 2001г. и 2002г., например, из общей выручки промышленных предприятий республики соответственно 40,8 и 41,8% средств поступило в неденежной форме, в т.ч. по товарообменным операциям -- 30,7 и 27,7%.

В разрезе министерств и ведомств структура неденежных расчетов представлена в табл. 3.

ВЫПОЛНЯЯ поручения Президента, правительство в настоящее время прорабатывает проект новых мер по упорядочению неденежных форм прекращения обязательств, что позволит в законодательном порядке обязать госпредприятия и АО с долей государственной собственности рационализировать порядок расчетов. В частности, предполагается дифференцированное доведение до юридических лиц, подведомственных республиканским органам государственного управления и входящих в организации, подчиненные правительству, а также до субъектов хозяйствования коммунальной формы собственности предельных нормативов.

Вместе с тем хочется подчеркнуть, что бартер -- проблема не столько организационная, сколько экономическая. И решение ее требует не только административных мер, но и выработки цельного стратегического подхода к улучшению состояния промышленного комплекса республики и всей экономики в целом.

Таблица 1

Обеспеченность собственными оборотными средствами в промышленности, %
=================================================================
                   На 1.10.  На 1.10.  На 1.10.  На 1.10.  На 1.10.
                    1998      1999      2000      2001      2002
=================================================================

Обеспеченность
предприятий собст-
венными оборотными
средствами           25,3      16,6      11,0      7,2       4,3
Уд.вес промышленных
предприятий, обес-
печенных собственными
оборотными средствами
ниже норматива         -       36,8      40,1      33,5      27,8

Таблица 2

Показатели, характеризующие динамику кредиторской задолженности в промышленности
===================================================================
Показатели                1999      2000      2001      Январь-
                                                        июль 2002
===================================================================
Темп роста кредиторской
задолженности (рассчитан
с учетом годовых
индексов цен в промышлен-
ности), %                  93,3      133,0     109,4    108,0
Темпы роста задолженности
за ТЭР в промышленности,
%                         110,0      139,5     109,6     104,3
                              
                         На 1.01.   На 1.01.   На 1.01.  На 1.11.
                          2000        2001      2002       2002
Кредиторская задолжен-
ность в % к дебиторской   159,9     151,3      134,2     132,3
============================================================

Таблица 3

Структура выручки в промышленности по министерствам и ведомствам в январе -- октябре 2002г., %
===================================================================
                         Выручка          Структура выручки:
                         (доля в      -----------------------------
                         показателе   выручка,  выручка   выручка         
                         республики)  поступив- в неде-   по товаро-       
                                      шая на    нежной    обменным 
                                      счета     форме     операциям
===================================================================
Беларусь -- всего            100       66,6      33,4      18,8
                         
Промышленность -- всего       49       58,2      41,8      27,7
Минпром                     12,1       52,5      47,5      33,4
Минсельхозпрод              13,7       57,0      43,0      20,9
Минстройархитектуры          3,6       64,3      35,7      19,5
                       
Концерны:                              
"Белнефтехим"               13,6      73,5      26,5      17,4
"Беллесбумпром"              1,6      42,0      58,0      43,6
"Беллегпром"                 2,4      46,7      53,3      24,6
"Белместпром"                0,2      55,0      45,0      37,8
"Белбиофарм"                 0,4      53,3      46,7      41,9
"Белгоспищепром"             2,9      79,4      20,6      14,4
Итого по ведомствам:        50,4      61,2      38,8      23,6