Барьеры развития ИТ-сектора: — оформление сделок с иностранными партнерами
Деятельность ИТ-компаний в Беларуси считается высокоэффективной и прибыльной. Однако некоторые особенности отечественного законодательства и правоприменительной практики существенно затрудняют работу данного сектора. Это создает стимулы для переноса бизнеса в другие страны, открытия иностранных представительств, а также ограничивает возможности совершения некоторых операций, найма специалистов и инвестирования. О том, как устранить такие препятствия, рассказывает адвокат адвокатского бюро REVERA Елена МУРАШКО.
Сегодня контрагентов в ИТ-бизнесе условно можно разделить на два блока: работа с прямыми заказчиками (чаще характерно для крупного аутсорсингового бизнеса и сектора B2B) и работа с посредниками (характерно для мелкого аутсорсинга, небольшого продуктового бизнеса), в т.ч. по модели SaaS/PaaS: социальные сети, рекламные площадки, магазины приложений, платежные системы, онлайн-биржи труда.
В большинстве случаев посредники используют модель публичного договора и оплаты по односторонним инвойсам и не подстраиваются под потребности конкретной юрисдикции. Таким образом, договоры с ними чаще всего не предусматривают составление первичных учетных документов, которые являются обязательными в Беларуси. Это создает дополнительные барьеры для входа на рынок, существенно затрудняет сотрудничество белорусских ИТ-компаний с зарубежными партнерами и стимулирует их регистрировать дочерние компании в иных юрисдикциях.
Исходя из норм Указа Президента от 27.03.2008 № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций» и Закона от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» при осуществлении экспортных и импортных операций ИП и организации обязательно должны иметь:
– договор в письменном виде (с обязательной регламентацией порядка и сроков расчетов с учетом сроков завершения внешнеторговых операций);
– первичный учетный документ – акт или отчет либо иной документ, предусмотренный законодательством Беларуси либо государства, являющегося местом нахождения иностранного контрагента, подтверждающий факт исполнения обязательств сторонами.
По общему правилу такие документы подписываются обеими сторонами – за некоторым исключением. Так, постановление Минфина от 21.12.2015 № 58 позволяет составлять односторонние акты и иные документы при заключении публичного договора, если в нем предусмотрена такая возможность. При этом публичным признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности, в т.ч. по выполнению работ (оказанию услуг), которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится, и на одинаковых условиях. Кроме того, односторонние акты могут оформляться, если в договоре указано, что в случае уклонения иностранного контрагента от подписания акта он считается подписанным в редакции заказчика с даты, указанной в преамбуле этого документа.
Указом № 178 установлены обязательные сроки завершения внешнеторговых операций. В частности, экспортная операция должна быть завершена не позднее 90 дней с даты подписания акта или иного документа, предусмотренного законодательством Беларуси или иностранного государства и подтверждающего исполнение обязательства экспортера перед нерезидентом.
Сложности со своевременным завершением экспортной операции часто возникают при работе с посредниками и виртуальными площадками. Это обусловлено тем, что многие из них традиционно выплачивают экспортерам деньги по мере накопления минимально допустимого к перечислению размера. Кроме того, у ИТ-компаний возникают сложности с оформлением результатов внешнеторговых операций: законодательство многих стран не предполагает составления актов и иных документов. Однако согласно подп. 1.8 п. 1 постановления Правления Нацбанка от 9.07.2009 № 101 «О проведении внешнеторговых операций» датой выполнения работ (оказания услуг, получения или передачи охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности) в случаях, не предусматривающих подписания сторонами внешнеторгового договора актов или иных документов, считается дата:
– оплаты обязательств одной из сторон, указанная в платежной инструкции либо кассовом документе;
– выставления одной из сторон счета, счета-фактуры;
– подписания договора об уступке (передаче) прав на результаты интеллектуальной деятельности, лицензионного договора.
Именно с даты выполнения работ исчисляется 90-дневный срок завершения экспортной операции. Многие субъекты хозяйствования полагают, что данные нормы позволяют вообще не иметь актов или аналогичных документов. На самом деле ничто не освобождает их от обязанности составлять какие-либо первичные учетные документы на каждую хозяйственную операцию. Между указанными в подп. 1.8 п. 1 постановления № 101 возможными вариантами дат не установлено никакой иерархии. Но на практике могут наступать сразу несколько из таких вариантов. Например, дата лицензионного договора, затем – дата счета, затем – оплаты. В постановлении № 101 не заложено никакого механизма, позволяющего выбрать дату правильно, определив, какая из них «самая ранняя», какая – «самая поздняя», и т.д.
Так, при предоставлении права на свое программное обеспечение, например, через виртуальную площадку (что случается чаще всего) по лицензионному договору, использование даты его заключения для белорусского экспортера означает заведомое нарушение сроков завершения экспортной операции. Ведь по условиям работы площадки и по логике отношений экспортер в течение всего периода сотрудничества будет получать роялти, что может продолжаться годами.
В подп. 1.8 п. 1 постановления № 101 не предусмотрен случай данных виртуального аккаунта, который по правилам работы большинства виртуальных площадок используется как средство отражения всех данных по взаиморасчетам.
В белорусском законодательстве прямо не названа возможность использования не оригиналов счетов и инвойсов, а их сканированных копий. Чтобы обосновать законность их использования, приходится обращаться к общим положениям гражданского права. Но в работе с виртуальными площадками обмен оригиналами документов чаще всего нереален. Тут существует множество процедурных проблем.
Перечисленные особенности создают риск невольных нарушений, таких как неправильное ведение бухучета (ст. 12.1 КоАП – предупреждение или штраф от 4 до 20 базовых величин) или превышение сроков завершения внешнеторговых операций (ст. 11.38 КоАП – штраф в размере до 2% от суммы незавершенной в установленный срок внешнеторговой операции за каждый день превышения срока, но не более суммы этой незавершенной операции).
Чтобы устранить подобные риски, необходимы изменения некоторых норм законодательства. В частности, следует:
– разрешить при работе по публичному договору с нерезидентом (вне зависимости от закрепления в нем этого условия) предоставить возможность составления одностороннего акта либо замены его односторонне подписанным инвойсом;
– начало течения срока завершения экспортной операции при работе по публичному внешнеторговому договору отсчитывать с даты выставления экспортером счета на оплату, но не ранее, чем выставленная сумма превысит минимально допустимый к перечислению размер, установленный условиями публичного договора;
– разрешить использование для целей ВЭД копий счетов и инвойсов;
– если договором с виртуальной площадкой не предусмотрено составление актов, в системе «дат выполнения работ» необходима иерархия вариантов. Основной из них – счет (инвойс), включая его копии. Если составление инвойса не предусмотрено правилами работы площадки, нужно предусмотреть вариант использования данных аккаунта.