$

2.1364 руб.

2.4873 руб.

Р (100)

3.1332 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Интеграция

БАРЬЕРЫ НЕСООТВЕТСТВИЯ©

18.07.2014

 

Необходимо сломать «стену непонимания» между властью и бизнесом по вопросам технического регулирования в Таможенном союзе, заявил первый заместитель председателя Госстандарта Валерий Гуревич на круглом столе-тренинге «Разработка технических норм и правил на территории Таможенного союза и Единого экономического пространства. Практика осуществления поиска сертифицированной продукции в информационных ресурсах России, Казахстана, Беларуси».

Технические регламенты призваны создать в Таможенном союзе цивилизованную систему передвижения товаров и торговли, которая гарантирует прозрачность цепочек поставок и соответствие продукции требованиям безопасности. Сегодня принято 34 техрегламента, охватывающих огромную номенклатуру товаров, из которых 28 уже вступили в силу. О некоторых из них мы уже писали (см. «ЭГ» № 48).

С 10 июля вступили в силу изменения в ТР ТС 013/2011 «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту», в которых уточнен термин «мазут», введены дополнительные требования к характеристикам мазута, топлива для реактивных двигателей, определены сроки выпуска в обращение на территории Казахстана автомобильного бензина и дизтоплива экологического класса К2. Перед выпуском топлива в обращение должно проводиться подтверждение соответствия требованиям ТР ТС 013/2011 в форме декларирования соответствия. 30 июня полностью завершен переходный период по этому техрегламенту.

С 1 июля закончился переходный период внедрения техрегламентов на парфюмерно-косметическую продукцию (ТР ТС 009/2011) и продукцию легкой промышленности (ТР ТС 017/2011), а также по выпуску в обращение без соответствующих документов и маркировки пищевой продукции, не подлежавшую обязательной оценке соответствия до вступления в силу регламента «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011). Исключение составляют молоко, мясо и продукция из них, для которых этот срок продлен до 1.05.2015 г. В отношении рыбы и рыбной продукции аналогичный переходный период будет установлен после принятия нового техрегламента. Переходный период для пищевой продукции, на которую до вступления в силу ТР ТС 021/2011 имелись документы о подтверждении соответствия ранее установленным обязательным требованиям в государствах — членах ТС, завершится 15.02.2015 г., для молока, мяса и продукции из них — 31.12.2015 г.

В августе 2014 г. в соответствии с решениями ЕЭК вступят в силу 3 техрегламента, касающихся железнодорожной отрасли: «О безопасности железнодорожного подвижного состава» (ТР ТС 001/2011), «О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта» (ТР ТС 002/2011) и «О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта» (ТР ТС 003/2011).

К сожалению, белорусский бизнес зачастую не готов к такому потоку поступающих из Москвы технических норм и правил. Многие субъекты хозяйствования плохо знакомы с деятельностью ЕЭК и не понимают, что значительная часть регулирования условий ведения бизнеса переместилась за пределы Беларуси. Впрочем, и содержание некоторых техрегламентов далеко не в полной мере соответствует национальным интересам. Беларусь, в отличие от России и Казахстана, пассивно участвует в разработке и принятии документов ТС, считает председатель МССПиР Владимир Карягин. Если наши партнеры по «тройке» мобилизовали для лоббирования своих интересов сотни хорошо оплачиваемых крупным бизнесом экспертов, то интересы нашей страны отстаивают одиночки-энтузиасты. При этом их работа никем не финансируется — даже поездки в Москву или Астану приходится оплачивать самим. Поэтому эффект от работы наших специалистов минимален.

Процедуры и требования, закрепленные в техрегламентах, ориентированы в первую очередь на Россию, признал начальник управления оценки соответствия и лицензирования Госстандарта РБ Василий Королюк. К тому же РФ в наследство от СССР досталась испытательная база многих видов продукции, в то время как на территории Беларуси ее не было. Не появилась она, к сожалению, и в годы независимости нашей страны. Поэтому с выполнением требований техрегламентов, касающихся испытаний образцов продукции, проведенных в аккредитованных испытательных лабораториях (центрах), включенных в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза, у отечественных организаций возникают сложности. Можно, конечно, завезти нашу продукцию для испытаний в российскую лабораторию «куда-нибудь на Урал», но экономически это не оправдано.

Как-то исправить ситуацию призван разработанный Госстандартом РБ специальный технический кодекс установившейся практики «Подтверждение соответствия продукции технических регламентов Таможенного союза» (ТКП 5.2.26-2014). В нем требования техрегламентов ТС адаптированы к требованиям Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь (НСПС РБ). Правда, это противоречит сути евразийской интеграции, но здоровье отечественной экономики дороже. Согласно ТКП 5.2.26-2014 для продукции, изготовленной предприятием для внутреннего использования без выпуска ее в обращение на территорию ТС, допускается не проводить подтверждение соответствия требованиям союзных техрегламентов. На товары, являющиеся объектами их регулирования, разрешается выдавать добровольные сертификаты соответствия НСПС РБ, при этом в сертификатах техрегламенты ТС не указываются. При производстве или ввозе изделий производственно-технического назначения в качестве запчастей для обслуживания и ремонта ранее ввезенной и эксплуатируемой на территории Беларуси продукции подтверждение соответствия запчастей требованиям техрегламентов может не проводиться при наличии документов, подтверждающих, что продукция, требующая ремонта, выпущена в обращение на рынок до вступления в силу этих ТР ТС.

В Госcтандарте полагают, что ТКП 5.2.26-2014 позволит снять барьеры, связанные с техническим регулированием в рамках ТС. Правда, сфера применения этого документа ограничена. Многие участники рынка не попали под его действие либо испытывают сложности в бизнесе из-за несовершенства принятых норм. Поэтому в ближайшее время в него будут внесены изменения и дополнения, пообещал В. Королюк.
 
Материал подготовил Иван МИХАЛЕВИЧ