Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №6 (2503) от 25.01.2022 Смотреть архивы
USD:
2.6187
EUR:
2.9575
RUB:
3.3342
Золото:
154.55
Серебро:
1.99
Платина:
85.96
Палладий:
183.04
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Банковскую конституцию

согласовали и одобрили

согласовали и одобрили

На прошлой неделе Совет Республики одобрил новую редакцию Банковского кодекса. В соответствии с документом расширяются права Национального банка, а определенная либерализация в этой сфере деятельности "сочетается с усилением ответственности и контроля".

Проект закона "О внесении изменений и дополнений в Банковский кодекс" (речь идет о новой редакции БК) был отклонен верхней палатой парламента и затем в течение нескольких месяцев дорабатывался. Как отметил в своем выступлении на пленарном заседании председатель комиссии по экономике, бюджету и финансам Степан Писаревич, согласительная комиссия учла большинство замечаний и предложений Совета Республики. Были также внесены изменения в связи с изданием главой государства ряда указов и декретов, затрагивающих банковскую сферу, и ряд поправок редакционно-технического характера.

Банковский кодекс  в новой редакции повышает роль Национального банка в формировании и проведении денежно-кредитной политики. Изменения коснулись его статуса, функций и осуществляемых операций. Так, согласно законопроекту НБ является не только центральным банком Республики Беларусь, но и государственным органом, поскольку наделен определенными властными полномочиями и правом издавать нормативные правовые акты. Расширены его права в области банковского надзора, а также функции по разработке национальных стандартов финансовой отчетности для кредитно-финансовых организаций; дополнен перечень осуществляемых им операций, в том числе по управлению золотовалютными резервами.

Закон ограничивает право НБ на выдачу банковских гарантий и поручительств по инвестиционным проектам.

Серьезно изменены нормы, регулирующие взаимоотношения Национального банка с подотчетными организациями. В первую очередь это касается вопросов, связанных с государственной регистрацией, лицензированием, осуществлением аудита. При этом,  как подчеркнул С.Писаревич, соблюдается определенный баланс, позволяющий "уравновешивать упрощения и либерализацию с усилением ответственности и контроля" в этой сфере. С одной стороны, устраняется множественность лицензий: вместо шести отдельных будет выдаваться единая лицензия на осуществление банковской деятельности с перечнем операций, которые может осуществлять банк; сокращается с 13 до 8 перечень нормативов безопасного функционирования. Лицензия будет выдаваться одновременно со свидетельством о госрегистрации, что позволит банку сразу же приступить к работе.

С другой стороны, Нацбанк посредством лицензирования получает возможность гибко регулировать деятельность подведомственных организаций, устанавливая для каждой из них — в зависимости от финансового состояния и перспектив развития — конкретный перечень осуществляемых банковских операций.

Конкретизирован порядок отзыва и восстановления лицензии на осуществление банковской деятельности и определен порядок приостановления ее действия. Расширен перечень оснований для отказа в госрегистрации. В их числе — установление факта направления на формирование или увеличение уставного фонда банка доходов, полученных незаконным путем. Кандидаты на должности руководителей банка и главного бухгалтера будут проверяться на соответствие требованиям профпригодности и деловой репутации. Кроме того, расширен перечень мер воздействия в случаях несоблюдения банками нормативов безопасного функционирования и иных нарушений банковского законодательства.

Вносятся изменения в нормы, регулирующие вопросы банковской тайны. Так, банки будут обязаны предоставлять Министерству финансов данные о состоянии счетов клиентов, имеющих отношение к расходованию бюджетных средств.

В докладе главы парламентской комиссии также отмечено, что новая редакция БК в большей мере отвечает современным требованиям. В первую очередь это касается кредитования, в том числе физических лиц, привлечения вкладов населения и гарантий их сохранности, безопасности функционирования банковской системы.

В новой редакции, в отличие от действующей, целевое использование кредита не является существенным условием кредитного договора. Такое требование обязательно только для кредита, выданного под гарантии правительства, и если это условие предусмотрено соглашением сторон. Устранено иное, по сравнению с положениями ст.395 Гражданского кодекса, правовое регулирование сроков действия договоров, а также разделение кредитов на краткосрочные и долгосрочные; конкретизированы сроки исчисления даты предоставления кредита.

Установлена другая очередность погашения не возвращенного в срок кредита, выданного под гарантию правительства или местных исполнительных и распорядительных органов.

Новый Банковский кодекс направлен главе государства на подпись.