Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
МСФО
23.04.2002 11 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Банки совершенствуют учет.Остальным придется догонять.

Бухгалтерский учет в СССР был ориентирован на обслуживание плановой административно-командной системы, не учитывавшей экономическую реальность. Поэтому он был мало пригоден для принятия решений в условиях рыночной экономики. С начала 90-х годов в бухгалтерском учете стран СНГ произошли значительные перемены. Особый интерес вызывает изучение их опыта движения к МСФО. Именно это и планируется обсудить на проходящей в Минске 22--25 апреля международной конференции центральных банков стран СНГ "Применение в банковской практике международных стандартов финансовой отчетности и разработка национальных стандартов".

Бухгалтерский учет в СССР был ориентирован на обслуживание плановой административно-командной системы, не учитывавшей экономическую реальность. Поэтому он был мало пригоден для принятия решений в условиях рыночной экономики. С начала 90-х годов в бухгалтерском учете стран СНГ произошли значительные перемены. Особый интерес вызывает изучение их опыта движения к МСФО. Именно это и планируется обсудить на проходящей в Минске 22--25 апреля международной конференции центральных банков стран СНГ "Применение в банковской практике международных стандартов финансовой отчетности и разработка национальных стандартов".

В ПОСЛЕДНИЕ годы в мире возросла потребность к уменьшению различий между национальными системами бухучета и их гармонизации. Стирание различий -- это постоянный процесс, направленный на достижение конечной цели.

Из-за принятых в Беларуси принципов и методов наша бухгалтерская отчетность значительно отличается от той, которая составляется в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО) в других странах, включая Россию. Поэтому многим белорусским предприятиям, стремящимся к сотрудничеству с зарубежными партнерами, приходится делать дополнительную работу по переводу своей отчетности с учетом требований МСФО.

Применение международных стандартов обеспечивает обслуживание транснациональных финансовых операций с капиталом и ценными бумагами, гарантирует прозрачность, сопоставимость и распространение достоверной информации. В силу своего авторитета международные стандарты все шире признаются как основа национальных требований к финансовой отчетности во многих странах.

Становится все более очевидным, что именно МСФО станет тем фундаментом, на котором будет осуществляться подготовка сопоставимой финансовой отчетности. Так, в прошлом году Европейский парламент принял директиву, которая начиная с 2005 года будет требовать от компаний, зарегистрированных на биржах в странах ЕС, готовить свою консолидированную финансовую отчетность в соответствии с МСФО.

Пока в финансовых кругах идут дебаты о возможных путях реформирования отчетности белорусских предприятий, Национальный банк Республики Беларусь в соответствии с Банковским кодексом, Основными направлениями денежно-кредитной политики на 2002 год и Концепцией развития банковской системы на 2001--2010 годы принял решение о разработке на основе международных стандартов национальных стандартов финансовой отчетности. Политика Нацбанка по переходу к МСФО строится с учетом того, что необходимо учитывать особенности развития экономики и законодательства нашей страны. Поэтому переход к международным стандартам путем создания национальных стандартов -- процесс плавный и поэтапный, требующий понимания на всех уровнях управления как государством, так и банком.

Начало реформ в области бухгалтерского учета банков в нашей стране было положено еще в 1994 г. В этот период нами была проведена фундаментальная работа по переходу банковской системы на международные принципы учета и получению финансовой отчетности в соответствии с МСФО. С 1996 г. белорусские банки перешли на новые Планы счетов бухгалтерского учета. Их соответствие международным стандартам было подтверждено аудиторской компанией "Куперс энд Лайбрант".

Новая система бухгалтерского учета за семь лет работы успешно зарекомендовала себя по многим параметрам и позволила Нацбанку и другим пользователям получать качественно новый уровень информации для принятия управленческих решений.

Сегодня банковская система применяет следующие международные принципы бухгалтерского учета:

-- непрерывность деятельности;

-- постоянство правил бухгалтерского учета;

-- осторожность;

-- день сделки;

-- раздельное отражение активов и пассивов;

-- преемственность входящего баланса;

-- приоритет содержания над формой;

-- единица измерения;

-- открытость;

-- консолидация;

-- метод начисления (наращивание доходов и расходов);

Все они, кроме последнего, соблюдаются в полном объеме. Метод начисления реализован не до конца.

Согласно этому принципу доходы и расходы, относящиеся исключительно к отчетному периоду, должны отражаться в бухучете независимо от времени поступления доходов или платежей, связанных с расходами. В нашей банковской практике применяются два подхода. Первый -- кассовый метод -- используется при работе с доходами, второй -- метод начисления -- с расходами. Это связано, с одной стороны, с ситуацией в экономике (значительным количеством невозвратных кредитов), а с другой -- с применением международного принципа осторожности. В настоящее время Национальный банк работает с Министерством по налогам и сборам над проблемой применения метода начисления к доходам. Проблема обусловлена тем, что налоговики предлагают отражать доходы по методу начисления. Нацбанк не возражает против такого подхода при условии унификации налогового законодательства, учитывающего специфику банковской деятельности, с применением мировых стандартов учета. Необходимы также конкретные указания о возврате сумм налогов, уплаченных банками, в части средств, не полученных от клиентов, но зачисленных на доходы.

Продолжением реформ в области бухучета стало принятие в 2001 г. Нацбанком РБ ряда постановлений, утвердивших национальные стандарты финансовой отчетности (НСФО) и правила по их применению. Первым из них стал стандарт МСФО 29 "Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции" (НСФО 29), который определяет порядок пересчета статей отчетности банков в гиперинфляционной экономике.

Следующим стал стандарт 27 "Консолидированная финансовая отчетность и учет инвестиций в дочерние структуры" (НСФО 27). Он вводит требования к составлению консолидированной отчетности банков с учетом инвестиций в капиталы юридических лиц, находящихся под его контролем (доля участия более 50%).

Особо стоит выделить стандарт 30 "Финансовая отчетность банков" (НСФО 30), который применяется только в банковском секторе, где ему принадлежит основополагающая роль для составления финансовой отчетности. Он охватывает вопросы учетной политики, составления балансов, отчетов о прибылях и убытках, возможных обязательств и условных событий, включая внебалансовые статьи, сроков погашения активов и обязательств, концентрации активов, обязательств и внебалансовых статей, учета убытков по активам, основных рисков, активов, предоставленных в качестве обеспечения, доверительного управления, операций со связанными сторонами.

Указанные стандарты определяют требования к составу и порядку составления финансовой отчетности банков и обязательны для исполнения в Республике Беларусь Национальным банком, коммерческими банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями. По итогам 2001 г. банковская финансовая отчетность составляется с учетом этих стандартов.

В ближайшей перспективе в банковскую практику нашей страны будут внедрены новые НСФО, разработанные в соответствии с международными стандартами. Это "Представление финансовой отчетности" (N 1), "Отчет о движении денежных средств" (N 7), "Учет инвестиций в ассоциированные компании" (N 28), "Влияние изменений валютных курсов" (N 21), "Прибыль на акцию" (N 33) и др.

Ключевой проблемой развития бухгалтерского учета и отчетности в Беларуси является подготовка законодательной базы, позволяющей применять международные стандарты в полном объеме, при этом она должна быть согласована с остальным законодательством, являться полной, ясной и непротиворечивой.

Необходимо подготовить внесение поправок в действующие нормативные акты, которые позволят банкам и предприятиям составлять финансовую отчетность по международным стандартам для иностранных и отечественных пользователей. Цель этой работы -- облегчить доступ экономики страны к международным рынкам капитала, повысить доверие потенциальных инвесторов как к отчетности банков, так и к экономике нашей страны в целом.

В этой связи важное значение имеет работа по унификации отечественного бухучета и отчетности с нормами, принятыми в России и других государствах -- участниках Таможенного союза в рамках выполнения Плана совместных действий по созданию условий для введения единой денежной единицы Союзного государства на 2001--2005гг., одобренного 2001-03-30г. на VI заседании Межбанковского валютного совета и мероприятий по реализации Основных направлений по проведению согласованной структурной перестройки экономик на 2002--2005 годы государств -- участников Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26.02.1999г., утвержденных решением Межгосударственного Совета от 2000-10-10г. N 81.

Вместе с тем, следует отметить, что достижения банковской системы Республики Беларусь в области бухгалтерского учета не могут дать ощутимых результатов без аналогичных преобразований во всем народном хозяйстве. Путь решения этой проблемы -- реализация государственной программы перехода на международные стандарты бухучета народного хозяйства республики, которая была утверждена постановлением Совмина еще в 1998 году. Ее реализация -- объективная потребность современной рыночной экономики.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений