$

2.1449 руб.

2.4102 руб.

Р (100)

3.1690 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

БАНКИ СО СТРАТЕГИЕЙ

25.02.2011

В начале марта на расширенном заседании Правления главного банка страны будет рассматриваться проект стратегии развития банковского сектора экономики Беларуси на 2011–2015 годы. О содержании этого документа и новых горизонтах отечественных финансов рассказывает заместитель председателя Правления Национального банка Сергей ДУБКОВ.

— Вначале хочу отметить, что основные параметры программы развития банковского сектора страны на 2006–2010 гг., одобренной Указом Президента от 15.01.2007 № 27, выполнены. Новая стратегия развития банковского сектора разработана в соответствии с установленными на 2011– 2015 гг. приоритетами социально-экономического развития государства, предусматривающими рост человеческого потенциала, создание инновационной, высокотехнологичной, конкурентоспособной экономики, вхождение в число 30 лучших стран мира по условиям ведения бизнеса.

Для решения этих задач важно обеспечить развитие банковского сектора как одного из базовых элементов финансового рынка, способного генерировать необходимый потенциал, качество банковских услуг и продуктов адекватно растущим потребностям экономики и населения. Развитие банковского сектора должно сопровождаться повышением его устойчивости и эффективности функционирования, внедрением инновационных банковских технологий, совершенствованием системы финансового инжиниринга, ростом доверия к банкам со стороны национальных и иностранных инвесторов и вкладчиков, интеграцией с мировым рынком капитала. Стабильность финансового и банковского секторов является важным фактором наращивания экономического потенциала страны. В свою очередь успешная реализация предлагаемой стратегии во многом будет зависеть от создания необходимых макроэкономических условий, координации совместных действий правительства и других органов госуправления, Национального банка и банков, направленных на решение задач, предусматриваемых в ежегодных прогнозах социально-экономического развития, бюджете, основных направлениях денежно-кредитной политики и государственных программах республики.

— Затронет ли банковский сектор общая тенденция формирования конкурентной среды и создания равных условий для субъектов хозяйствования независимо от формы собственности?

— Конечно. Стратегия предполагает развитие антимонопольного регулирования и защиты конкуренции на рынке банковских продуктов и услуг, дальнейшее повышение уровня транспарентности банковского сектора, снижение концентрации посредством укрупнения и консолидации средних и небольших банков. Основной тенденцией институционального развития останется функционирование универсальных банков, предлагающих постоянно расширяющийся комплекс продуктов и услуг.

Конкуренция между банками будет нарастать по мере дальнейшего качественного улучшения структуры финансового сектора. Это связано и с изменением системы финансирования проектов, включенных в государственные программы. Участие банков в финансировании потребностей экономики предполагается осуществлять только на конкурсной и добровольной основе. Это, наряду с реформированием системы финансирования госпрограмм и соответствующими институциональными преобразованиями в секторе финансовых посредников, повысит прозрачность деятельности банков и эффективность ее регулирования. Одновременно должно повыситься качество разработки инвестиционных проектов. Другое следствие — равномерное распределение кредитной нагрузки на банки, что положительно отразится на их ликвидности и будет содействовать снижению процентных ставок.

В деятельности банков, прежде всего с преобладающей долей государства в уставных фондах, возрастет роль рыночных механизмов. Это потребует совершенствования соответствующих систем и методов управления.

Ожидается снижение прямого влияния государства на банковский сектор посредством участия в акционерном капитале. Будут сформированы благоприятные условия для иностранных и внутренних инвестиций через обеспечение безоговорочной защиты прав собственности и создание более привлекательного режима налогообложения. Тем не менее сохранится надежный заслон против спекулятивного и ненадежного капитала, поскольку никакого ослабления пруденциальных требований Национального банка быть не должно. Наоборот, они будут совершенствоваться в соответствии с лучшей международной практикой, что повысит устойчивость банковского сектора и, следовательно, его инвестиционную привлекательность.

— Сергей Витальевич, как в проекте новой стратегии определены приоритеты денежно-кредитной политики?

— Приоритетная цель — обеспечение устойчивости национальной валюты как важного фактора поддержания стабильного роста экономики. Обменный курс белорусского рубля продолжит и дальше играть ключевую роль в реализации денежно-кредитной политики, оставаясь эффективным инструментом обеспечения конкурентоспособности отечественных производителей и важным ценовым сигналом для экономики.

В 2011–2015 гг. сохранится режим привязки обменного курса рубля к стоимости корзины иностранных валют. При этом не исключается возможность совершенствования этого механизма, в частности, пересмотр долей инвалют, ежегодное уточнение центрального значения и ширины коридора колебаний стоимости корзины. Основным направлением повышения эффективности курсовой политики станет постепенный переход к более гибкому формированию обменного курса рубля по мере роста внутренней и внешней сбалансированности экономики. Это позволит более взвешенно реагировать на колебания курсов основных мировых валют и создавать стабильные условия для осуществления внешнеторговых и финансовых операций. В то же время Национальный банк намерен бороться со спекулятивными явлениями на валютном рынке, противоречащими фундаментальным факторам курсообразования, и сглаживать резкие колебания обменного курса рубля.

Важнейшими условиями сохранения устойчивости действующего курсового режима и макроэкономической стабильности являются улучшение сальдо внешней торговли товарами и услугами, достижение его положительного уровня к 2015 г., а также приток в страну зарубежного капитала в значительных объемах, преимущественно в форме прямых иностранных инвестиций.

Применение и развитие инструментов денежно-кредитной политики в первую очередь будут направлены на достижение приоритетной цели монетарной политики. Операционным ориентиром монетарной политики по-прежнему останется ставка однодневного межбанковского рынка в рублях. Национальный банк будет стремиться формировать среднюю стоимость краткосрочных ресурсов на денежном рынке на уровне, приближенном, как правило, к ставке рефинансирования. Среди денежно-кредитных инструментов роль процентной ставки будет постепенно повышаться. Реализация мер процентной политики ориентирована на обеспечение стабильности финансовой системы. Мы намерены поддерживать процентные ставки в реальном выражении на положительном уровне, обеспечивающем сохранность и привлекательность ресурсов в национальной валюте, доступность банковского кредита для предприятий и населения. По мере замедления инфляционных процессов и сохранения устойчивой ситуации на валютном рынке продолжится снижение процентных ставок.

— Судя по заявленным планам, от банков потребуется существенно пересмотреть арсенал своих функций и направления взаимодействия...

— Действительно, наращивание уровня финансового посредничества банков будет во многом определяться степенью развития рынка ценных бумаг и интенсивностью создания высокоэффективной и совместимой с мировыми стандартами институциональной среды, содействующей привлечению долгосрочных инвестиций и формированию институтов, способных к трансформации внутренних сбережений в долгосрочные финансовые инструменты. Для этого в ближайшие годы необходимо создать широкий спектр инструментов финансового рынка, обеспечивающих инвесторам и реципиентам капитала разнообразие вариантов с точки зрения затрат, риска, прибыли, сроков, ликвидности.

Предполагается, что расширение финансового посредничества будет зависеть от эффективности реализации целого ряда фундаментальных экономических преобразований в Беларуси. Среди них выделены следующие: интенсификация процесса приватизации и создание широкомасштабного сектора частных организаций; развитие институтов страховых, информационно-консультативных и прочих бизнес-услуг, обслуживающих финансовые, технологические, инвестиционные потоки; расширение использования белорусского рубля в международных расчетах и повышение его международного статуса с последующим превращением в свободно конвертируемую валюту. Позитивную роль сыграет снятие ограничений по операциям с валютой и трансграничным перемещениям капитала (репатриация прибыли, переводы и иные текущие и капитальные операции), создание высокой привлекательности страны для долгосрочных инвестиций. Решить эти задачи планируется путем принятия институциональных решений, способных сокращать инвестиционные риски, полного перехода на МСФО.

Кроме того, развитие новых сфер банковского бизнеса напрямую определяется сроками создания в стране регионального (международного) финансового центра, который через обмен финансовыми и нефинансовыми активами обеспечит более активное и целенаправленное привлечение иностранных инвестиций в различной форме.

Дальнейшая активизация роли банков в наращивании экономического потенциала страны путем расширения функций финансового посредничества предполагает привлечение от нерезидентов в течение пяти лет до 30 млрд. USD. Имеются также условия для привлечения иностранного капитала в уставные фонды банков и увеличения его доли как минимум до 50%, в т.ч. через создание новых банков.

— Сергей Витальевич, на какие основные результаты должны выйти отечественные банки в ходе реализации стратегии?

— К концу 2015 г. банковский сектор должен представлять собой наиболее прогрессивную и жизнеспособную часть экономики Беларуси, которая эффективно, качественно и в полном объеме удовлетворяет спрос на инвестиционные ресурсы. Наряду с притоком прямых иностранных инвестиций это создаст необходимые условия для поддержания в стране устойчивых темпов экономического роста. Прогнозируется, что в сочетании с увеличением ПИИ требования банков к экономике за 2011–2015 гг. возрастут в 2,7 раза, а по отношению к ВВП к концу 2015 г. составят 70%. Отношение активов к ВВП может достичь 85% при их абсолютном росте в 2,3 раза, а объем банковских услуг увеличится в 3,5 раза.

Запланированные структурные изменения в экономике и финансовой сфере позволят увеличить отношение активов банков к ВВП до 105%, кредитов — до 90%, капитала банков — до уровня не менее 12% и приблизиться к средним региональным показателям Восточной и Центральной Европы.

Николай ЗЕНЬКО


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях