$

2.1472 руб.

2.4250 руб.

Р (100)

3.1867 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

БАМАП встречает юбилей©

05.06.2012

Текущие темпы международных грузоперевозок белорусскими автоперевозчиками позволяют рассчитывать, что в этом году их объем достигнет 1 млрд. USD. С такими результатами отрасль и ее саморегулируемая организация — ассоциация «БАМАП» — встречают свой 20-летний юбилей.

К 2015 г. стоит задача выйти на 1,8 млрд. USD, и она выполнима, заявил в ходе пресс-конференции на прошлой неделе председатель БАМАП Николай Боровой. Для этого необходимы три составляющие: рост экспортно-импортных операций, подготовленный персонал и обновленный подвижной состав. Со всем этим дела обстоят более-менее успешно.

В частности, 2011 г. — начало 2012 г. стали периодом достаточно активного посткризисного роста внешнего товарооборота ЕЭП, потоки которого в значительной мере обслуживают белорусские перевозчики. К тому же большинство из 49 государств, с которыми у белорусов налажены автоперевозки, шли нам навстречу, в результате чего в 2011 г . количество использованных иностранных разрешений для доставки грузов удалось увеличить на 17%, или на 49 тыс. к уровню 2010 г.

Важным достижением в БАМАП считают то, что в 6 ПТУ республики началась подготовка водителей для международных перевозок, и в ближайшее время отрасль получит 150 первых выпускников. К слову, Беларусь первая в СНГ начала готовить такого рода специалистов в рамках профессионально-технического образования, дополнив общегосударственный классификатор специализацией «Водитель автомобиля (международные перевозки)».

По третьей составляющей — подвижному составу — 2011 г. и вовсе оказался рекордным. Приобретено 1248 новых седельных тягачей и грузовых автомобилей, в результате чего доля машин экологических стандартов Евро-4 и Евро-5 в автопарке членов БАМАП достигла 60%. Таким показателем сегодня не могут похвастаться наши соседи-конкуренты в России, Украине, Казахстане. «На этом подвижном составе мы можем участвовать в острой конкурентной борьбе и добиваться успеха», — заверил Н.Боровой.

Во многом это стало возможным благодаря активной позиции участников рынка и ассоциации БАМАП по формированию благоприятной законодательной базы для международных перевозчиков. Для них упрощены многие административные процедуры, действуют налоговые и иные льготы. Всего за 20 лет проведено в жизнь порядка 150 нормативных актов.

А ведь отрасль, которую сегодня представляют более тысячи транспортных компаний, в суверенной Беларуси создавалась практически с нуля. В БССР международных автоперевозчиков грузов практически не было, вспоминает экс-министр транспорта Владимир Бородич. Немногочисленные фирмы, представленные у нас на момент распада СССР, по сути были российскими и лишь физически располагались на нашей территории. Кремль был не особо заинтересован в становлении новой конкурирующей отрасли в уже суверенной республике, а потому первые шаги в этом направлении давались крайне тяжело. «Я не побоюсь сказать, как только можно, Москва нам мешала», — утверждает В.Бородич. Сильное лоббистское влияние на правительство Беларуси, которое на тот момент четко не представляло будущего отрасли, имели российские перевозчики, пытавшиеся блокировать некоторые инициативы белорусов. Тем не менее в 1992 г. был подписан учредительный договор о создании Белорусской ассоциации международных автомобильных перевозчиков (БАМАП), которая в этом же году стала действительным членом Международного союза автомобильного транспорта (МСАТ).

Однако и сегодня далеко не все барьеры сняты. С одной стороны, вынос различных видов контроля на внешний контур ЕЭП упростил работу перевозчиков. С другой — сохранение разрешительной системы для перевозок из/в третьих стран не позволяет говорить о какой-то свободной конкуренции на Едином экономическом пространстве. Белорусским транспортным компаниям необходимо получать разрешения даже для доставки грузов между Казахстаном и Россией, которые являются нашими партнерами по ЕЭП. Соседи упорно защищают свои рынки, не брезгуя разными ограничительными мерами.

«Не все так просто в этой жизни, надо подождать, — рассуждает глава БАМАП. — Возможно, внесутся изменения в двусторонние соглашения между странами. Хотелось бы, чтобы чиновники понимали проблемы транспортников». Ассоциация настаивает на принятии единых правил и условий для международных автомобильных перевозчиков ЕЭП и надеется на урегулирование данного вопроса не позднее 2015 г.

Впрочем, есть риск, что конкуренты из третьих стран получат более свободный доступ на рынок транспортных услуг РФ быстрее, чем союзники-белорусы. Уже летом этого года Россия планирует приступить к выполнению своих обязательства перед ВТО. Для наших перевозчиков это плохая новость, однако они заверяют, что готовы к растущей конкуренции: 20 лет борьбы на рынке их многому научили.

Алесь ГЕРАСИМЕНКО