$

2.0820 руб.

2.4488 руб.

Р (100)

3.1507 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

БАМАП противостоит кризису

26.05.2009

По результатам I квартала валютная выручка белорусских автоперевозчиков сократилась на треть. Однако, как считают в БАМАП, спад мог бы быть гораздо более существенным, если бы не ряд антикризисных мер, предпринятых в 2008 — начале текущего года.

О своей финансовой несостоятельности заявил только один перевозчик из 1100 членов ассоциации. Для отрасли, обеспечивающей порядка 4% ВВП и 26% положительного сальдо экспорта услуг, факт единичного банкротства явно не несет катастрофических последствий, хотя и вполне наглядно иллюстрирует степень экономических рисков, с которыми столкнулись участники рынка.

Крайне негативное влияние на развитие ситуации оказывает падение спроса на грузоперевозки по большинству традиционных европейских направлений а также уменьшение тарифов на 30-50%. Сокращение выручки приводит к росту просроченной задолженности перед банками и лизинговыми компаниями.

По словам гендиректора БАМАП Александра Солощева, проблему в определенной мере позволяет решить переориентация транспортных потоков. Так, количество рейсов в Узбекистан с начала года выросло в 6,8 раза, Иран — 3,8 раза, Турцию — 2 раза, Финляндию — 1,2 раза. Но наиболее перспективным оказался китайский вектор. Перевозка грузов по Великому шелковому пути обходится дешевле и быстрее, чем их перевалка по морю — судно с Дальнего Востока прибывает в Старый свет в среднем за 45 дней, рейс белорусской фуры занимает около десяти. При этом за счет увеличения плеча пробега заметно сокращаются простои на пунктах пропуска. В этой связи А.Солощев связывает немалые надежды с интеграцией по линии Беларусь-Россия-Казахстан: после ликвидации таможенных границ между нашими государствами скорость движения и соответственно оборачиваемость транспорта значительно возрастет.

Параллельно с освоением новых рынков БАМАП ведет активные переговоры с банковскими структурами об условиях финансирования закупок новой техники. В минувшем году удельный вес машин со сроком эксплутации «до трех лет» в автопарке ассоциации вырос с 20 до 33%. Но вместе с тем возросла и кредитозависимость транспортных компаний, многим из которых требуется отсрочка по ранее заключенным договорам.

Кроме того, в БАМАП рассчитывают на ослабление налогового бремени. В правительство передан пакет предложений, которые позволят сократить издержки отечественных перевозчиков примерно на 4%. Эти и другие меры поддержки отрасли будут обсуждены на отраслевой конференции, которая состоится 28 мая в Минске.

Владислав ПЛАТУН


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях