Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
251.74
Серебро:
3
Платина:
100.05
Палладий:
107.63
Назад
Факты, комментарии
15.02.2002 17 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

"Балтика" села в Беларуси на мель?

Практически уже 2,5 месяца приостановлена реализация проекта российской компании "Балтика" на минском пивоваренном заводе "Криница".
Практически уже 2,5 месяца приостановлена реализация проекта российской компании "Балтика" на минском пивоваренном заводе "Криница". Срока вполне достаточно, чтобы одна из сторон заявила о своем выходе из него. Но ни "Балтика", ни белорусское правительство пока не торопятся сделать это. Потому что для любой из сторон такое само собой напрашивающееся решение будет весьма болезненным. Ведь в случае сворачивания проекта -- а к этому пока все идет -- встает вопрос о возврате российской компании около 10,5 млн. USD, вложенных ею с августа прошлого года в "Криницу". Беларусь от ухода "Балтики" может потерять куда больше, чем 50 млн. USD, в которые оценивается этот проект. И в первую очередь потерять доверие инвесторов, наконец обративших внимание на Беларусь в свете нового курса белорусского руководства на либерализацию экономики.

СИТУАЦИЯ, в которой оказалась "Балтика" в Беларуси, совершенно не согласуется с этим курсом. И в этой связи возникает много вопросов о причинах столь неожиданного поведения по отношению к российской компании. Белорусские эксперты находят, что последнее предложение белорусского правительства о необходимости подписания инвестиционного договора между "Балтикой" и Республикой Беларусь -- только юридическая уловка, которая позволит оправдать возможную ревизию ранее достигнутых соглашений. И в том числе освободить от своего слова главу государства Александра Лукашенко, самолично "гарантировавшего" в марте прошлого года на встрече с президентом "Балтики" Таймуразом Боллоевым вложения российской компании в пивную отрасль страны.

Судя по всему, в Санкт-Петербурге видят ту же подоплеку нового предложения белорусских властей и поэтому критически относятся к ней. Во-первых, инвестиционный договор действительно означает денонсацию ранее достигнутых соглашений на уровне Президента, правительства и многочисленных ведомств, согласовавших все необходимые документы еще в ноябре прошлого года. В том числе так и не утвержденный проект постановления правительства, по которому контрольный пакет "Криницы" продавался "Балтике" за 13,35 млн. USD.

Во-вторых, сам инвестиционный договор, который сейчас проходит согласование в заинтересованных ведомствах, переводит деятельность инвестора в Беларуси на совершенно иной уровень. Если ранее речь шла о чисто корпоративных отношениях между "Балтикой" и "Криницей", то теперь "Балтика" становится "должна" как бы не только производителю, но и всей стране. Причем в Санкт-Петербурге вполне логично предполагают, что обязанности инвестора в соответствии с окончательным вариантом этого договора могут оказаться куда более глобальными, чем его права.

В-третьих, эксперты отмечают, что даже согласись "Балтика" на этот договор для его прохождения потребуется приличное время. Это вновь задерживает реализацию проекта, который, как известно, должен был завершиться к началу следующего месяца. На какой срок? В Санкт-Петербурге не исключают, исходя из белорусских реалий, что на несколько месяцев и даже на годы. А это, как вы понимаете, не может устраивать российскую компанию.

ИСХОДЯ из нынешней политической и экономической ситуации в стране белорусские и российские эксперты называют несколько причин приостановки проекта.

Во-первых, первоначальный проект "Балтики" на "Кринице", в соответствии с которым российская компания была намерена инвестировать в минский завод 50 млн. USD, предполагал, что все эти деньги пойдут на модернизацию производства. Бюджет при такой схеме получал бы непосредственно от этой сделки всего около 1,4--1,5 млн. USD в виде налогов с продажи контрольного пакета. В этой связи понятно желание правительства если не попытаться как-то увеличить сумму поступлений в бюджет, которую, скажем, потом можно было бы направить в социальную сферу или в АПК, то хотя бы в рамках инвестиционного договора заставить "Балтику" "уважать" нюансы экономического курса Беларуси. Вернее говоря, установить государственный контроль над деятельностью совместного предприятия.

Кстати, в этом позиция правительства в какой-то мере согласуется с позицией экономистов из оппозиционных кругов, которые предлагают создать специальный фонд, где аккумулировалась бы часть средств, полученных государством от приватизации и продажи госсобственности. В общем-то это вполне разумное с точки зрения государственных интересов дополнение, если бы не одно "но".

Проект "Балтики" на "Кринице" носит долгосрочный характер. Действительно, практически все инвестиции изначально направляются в завод. И это вполне нормальная практика их привлечения. Реконструкция "Криницы" позволит не только восстановить объемы производства, но и значительно увеличить: с 6--7 млн. дал до 20 млн. дал в год. А это означает значительный рост объема налоговых отчислений в государственную казну от продажи подакцизной продукции, не говоря уже о реализации общегосударственных социальных задач: уменьшении потребления крепких горячительных напитков, увеличении заработной платы на конкретном предприятии и создании дополнительных рабочих мест.

ПРИЧИНУ задержки проекта "Балтики" некоторые специалисты видят в "антибалтийской" оппозиции, которая, несомненно, присутствует в среде белорусского чиновничества с подачи местных производителей. "Балтика" по этому проекту получает значительный сегмент на национальном рынке республики, что, по мнению некоторых представителей правительства, концерна "Белгоспищепром" и т.д., ставит на грань остановки большинство пивзаводов страны. Однако здесь возникает несколько вопросов. Во-первых, почему об этом не задумывались летом 2001г., когда готовили проект постановления правительства о продаже контрольного пакета "Криницы"? Во-вторых, вряд ли местные пивоваренные заводы сумеют самостоятельно, без привлечения инвестиций извне, обеспечить поставленные государством задачи по наращиванию выпуска пива и увеличению сегмента пива в производстве алкогольной продукции. Здесь можно было бы сказать о возможном противодействии проекту "Балтики" со стороны других инвесторов, которые сегодня активно присматриваются к белорусскому пивному рынку и белорусским пивзаводам. Скажем, со стороны того же "ПИТа" или "Очаково". Но то, что произошло в Беларуси с "Балтикой", может ударить и по ним. Приостановка "балтийского" проекта уже заставила руководство этих компаний еще раз взвесить свои перспективы на белорусском рынке и также приостановить переговорный процесс.

Эксперты называют и еще одну возможную причину кризиса в переговорах -- стоимость контрольного пакета "Криницы". Она несколько раз пересматривалась в большую сторону и составляет сегодня около 13,35 млн. USD. Тем не менее некоторые круги в Беларуси считают, что она занижена. Например, в декабре прошлого года даже появилось предложение в связи с этим ограничиться передачей "Балтике" только 30% пакета акций. В Санкт-Петербурге по этому поводу мнение однозначно -- эта сумма на грани возможностей "Балтики". Любая попытка ее увеличения там рассматривается как причина мотивировать отказ в целом всему проекту. Ведь "Балтика", считая, что она в три раза уже переплачивает за "Криницу", вряд ли согласится с новой постановкой вопроса по цене контрольного пакета.

В БЕЛАРУСИ также широко бытует мнение, что занятая белорусским руководством позиция в отношении "Балтики" имеет политическую подоплеку. Речь, в частности, идет о некотором ухудшении отношений, которое в последнее время наблюдается на межгосударственном уровне между Россией и Беларусью. Проблем как политического, так и экономического характера действительно много. Многие из них обусловлены как раз жесткой позицией России в отношении своей соседки. В случае же с проектом "Балтики" белорусское руководство имеет хорошую возможность частично "отыграться" перед Кремлем.

Но в любом случае, что бы ни было причиной, которая остановила проект "Балтики" в Беларуси, последствия от таких действий белорусского руководства могут быть серьезными. В том числе та же реакция Москвы, которая после победы Лукашенко на выборах рассчитывала на большую открытость Беларуси российскому бизнесу. Этот проект показывает, что, несмотря на все заявления, белорусские власти не спешат открывать двери, а если и делают это, то так, чтобы потом "защемить" в них инвестора.
 
----------------------------
От редакции.

Когда верстался номер, из сообщений информационных агентств стало известно, что во вторник, 12 февраля, Президент А.Лукашенко сделал несколько важных заявлений, касающихся инвестиционных проектов с участием иностранного капитала в Беларуси, в том числе проекта пивоваренной компании "Балтика".

Так, в частности, Интерфакс приводит следующее заявление главы государства: "Если российские инвесторы хотят участвовать в либерализации и приватизации предприятий, то пускай делают это по-белорусски".

Кроме того, белорусский лидер отметил, что власти республики на первом этапе приватизации вообще не намерены передавать иностранным инвесторам контрольные пакеты акций ведущих предприятий.

"Мы не для того сберегали наши заводы, чтобы теперь продать их кому бы то ни было по дешевой цене", -- сказал Президент. Коснувшись конкретно проекта "Балтики", А.Лукашенко отметил, что "Балтике" в Беларуси быть, однако обратил особое внимание на то, что руководство российской компании давало ряд гарантий и обещаний, которые, по его мнению, не выполнены до сих пор. В частности, Президент вспомнил про договоренность о том, что "Балтика" должна построить в Беларуси ледовый дворец для рабочих АО "Криница".

Весьма остро А.Лукашенко отреагировал на сюжет в программе "Намедни" российского телеканала НТВ, который вышел в эфир 10 февраля. "Передайте Боллоеву -- если еще раз по НТВ или другим жульническим СМИ увижу заказные материалы, то "Балтики" здесь не будет, как и любых других российских фирм".

Напомним, что применительно к ситуации с проектом "Балтики" в Беларуси ведущий НТВ Л.Парфенов употребил фразу "кинуть по-белорусски".

Пояснения по поводу ситуации с "Балтикой" дали 12 февраля и другие белорусские руководители. Так, вице-премьер А.Попков сообщил Интерфаксу, что Таймураз Боллоев приглашен 19 февраля на совещание к Президенту Беларуси, на котором будут обсуждаться вопросы участия российской стороны в приватизации белорусского пивоваренного предприятия "Криница".

Как отметил вице-премьер, "краем уха от посторонних ему доходила информация о том, что якобы "Балтика" намерена отказаться от сотрудничества и вернуть себе уже вложенные в "Криницу" средства". "Но официальной информации от "Балтики" на сей счет не поступало", -- сказал он.

По поводу задержки с проектом А.Попков пояснил Интерфаксу, что "не видит каких-то серьезных противоречий, ведь до этого не было диалога". К настоящему времени, отметил он, были оговорены "рамочные условия на уровне белорусского концерна "Белгоспищепром", компании "Балтика" и предприятия "Криница", но не далее".

Интересно также, что А.Попков полагает, что целью инвестиционного соглашения, которое сейчас готовится сторонами, "в какой-то степени является юридическая защита уже сделанных "Балтикой" вложений".

Генеральный директор АО "Криница" Владимир Бодров в интервью Интерфаксу, данном также 12 февраля, отметил, что сложившаяся ситуация не связана с нежеланием белорусской стороны продолжать проект.

"Компания "Балтика" ведет переговоры с государством. Государство же не имеет модели подобных отношений с инвестором, подходы в этой сфере только вырабатываются, и это касается не только "Балтики". Согласование вопросов на государственном уровне происходит не так быстро", -- отметил В.Бодров.

По его словам, в настоящее время "идет работа над инвестиционным договором между сторонами". Все мероприятия в рамках взаимного сотрудничества пока проходили согласно кредитным договорам, добавил гендиректор "Криницы".

По словам представителя концерна "Белгоспищепром", на которого ссылается Интерфакс, "идет естественный процесс согласования взаимоприемлемых условий для сторон и выработка инвестиционного соглашения".

"Если бы с самого начала были учтены некоторые рекомендации Белгоспищепрома в адрес "Балтики", сегодня отношения "Криницы" и "Балтики" могли бы быть оформленными", -- считает представитель концерна.

О каких рекомендациях идет речь, представитель Белгоспищепрома не сообщил, однако добавил, что в Белгоспищепроме не считают обоснованным беспокойство российской компании, отмечая, однако, при этом, что "рынок -- это всегда риск".

Как сообщили в концерне, полученный кредит "Криница" будет возвращать в оговоренные сроки, а совместный инвестиционный проект будет выполнен на взаимовыгодных условиях "с учетом интересов сторон и белорусского государства".

Как следует из заявлений Президента и вице-премьера, задержка проекта связана с заботой о том, чтобы в нем были соблюдены интересы белорусского государства. Между тем "Балтика" несколько раз подчеркивала в интервью своих сотрудников прессе, что все обещания, данные белорусской стороне лично Т.Боллоевым, будут выполнены. В частности, в одном из декабрьских интервью вице-президент "Балтики" А.Тлехурай говорил, что компания имеет договоренность с городом построить крытый каток и намерена эту договоренность выполнить.

Так или иначе, конфликт разрешится 19 февраля, когда Президент А.Лукашенко встретится с президентом "Балтики" в Минске. Официальная реакция Президента и чиновников высшего звена Беларуси на ситуацию говорит о том, что "лед тронулся" и судьба проекта будет решаться в ближайшее время.

Тем не менее А.Тлехурай в интервью Интерфаксу 13 февраля заявил, что пивоваренная компания "Балтика" начала процедуру возврата инвестиционных средств, вложенных в реконструкцию белорусской "Криницы". "Мы коммерческая организация, -- отметил вице-президент "Балтики", -- подарков никому не делали и не собираемся".
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений