Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2543
EUR:
3.4694
RUB:
3.4845
Золото:
244.3
Серебро:
2.9
Платина:
96.99
Палладий:
106.3
Назад
Факты, комментарии
03.12.2010 4 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Балтийский «слив»

Спор из-за прав собственности на техническую нефть трубопровода «Вентспилс — Полоцк» принял международный характер: Беларусь направила ноту протеста в МИД Латвии, после того как компания LatRosTrans начала откачку буферной нефти и заявила о планах ко...

Спор из-за прав собственности на техническую нефть трубопровода «Вентспилс — Полоцк» принял международный характер: Беларусь направила ноту протеста в МИД Латвии, после того как компания LatRosTrans начала откачку буферной нефти и заявила о планах консервации трубы.

Напомним, с начала года концерн «Белнефтехим» вел переговоры с латвийским АО Ventspils nafta, по вопросу использования вентспилского нефтяного терминала и трубопровода «Полоцк — Вентспилс» для поставки нефти на ОАО «Нафтан». Были разработаны планы технических мероприятий для прокачки нефти в направлении Беларуси. В концерне уверены, что техническая нефть, находящаяся в трубопроводе, — собственность новополоцкого предприятия по транспорту нефти «Дружба». Поэтому белорусская сторона готова обратиться в суд за защитой своих интересов.

Таким образом, сбылся прогноз посла Латвии в РБ Михаила Попковса о том, что если Беларусь решит использовать трубопровод «Вентспилс — Новополоцк» для перекачки венесуэльской нефти, ей придется договариваться об этом с российской компанией «Транснефтепродукт», дочерней структурой АК «Транснефть». И хотя Ventspils nafta, в частности, и Латвия в целом заинтересованы в этом проекте, они хотели бы иметь долгосрочные гарантии.

Судя по всему, диалог с «Транснефтью» или не состоялся, или не удался. Руководство LatRosTrans объясняет решение о вытеснении технологической нефти из трубопровода «Вентспилс — Полоцк» экологическими рисками и стремлением оптимизировать работу предприятия. Часть трубопровода, проходящая по территории Латвии, будет законсервирована, а содержащаяся в нем нефть заменена азотом. С момента остановки трубопровода 8 лет назад эта компания производила все платежи, связанные с его содержанием. В дальнейшем руководство LatRosTrans вполне допускает, что трубопровод можно будет использовать. Остается узнать, сколько времени понадобится на росконсервацию и на каких условиях контролируемая россиянами компания (где 2/3 принадлежит АО Ventspils nafta, а 1/3 — АО «Транснефтепродукт») согласится на транспортировку по нему нефти и других продуктов.

По данным белорусской стороны, в трубопроводе находится 149,5 тыс. т нефти. Ее биржевая стоимость по состоянию цен на минувшую неделю превышает 80 млн. USD. Для перевозки этой нефти альтернативными путями потребуется три танкера типа JURKALNE (грузоподъемность 52 600 т), или почти 2,5 тысяч 60-тонных железнодорожных цистерн. Длина такого состава растянется на 30 км.

Одним из вариантов урегулирования конфликта «Белнефтехим» предлагает вхождение НРУПТН «Дружба» в состав участников LatRosTrans путем внесения в качестве вклада принадлежащей белорусской стороне нефти, находящейся в магистральном нефтепроводе «Полоцк — Вентспилс» (той самой, которую сейчас сливают). Но, оказывается, LatRosTrans считает технологическую нефть своей собственностью, что готова подтвердить документально.

Таким образом, возможность реализации одной из широко обсуждаемых схем альтернативной поставки энергоносителей зависит от согласия россиян. И даже если их решение будет определяться исключительно экономическими факторами, вряд ли они захотят продешевить: транзитеры никогда своего не упустят.

Кирилл ПРУДНИКОВ

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by