$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Логистика

БАЛТИЙСКИЙ КОРИДОР©

17.10.2014

Совместить цели транспортно-логистических проектов Беларуси и стран Балтии пытались участники конгресса «Транспорт&Логистика-2014», прошедшего на прошлой неделе в Минске. Основой для сотрудничества может стать интеграция национальных систем распределения товаров и услуг с мировой, считает министр транспорта и коммуникаций РБ Анатолий Сивак.

Белорусские транспортно-экспедиционные и логистические провайдеры в 2012–2013 гг. заключили более 5 тыс. договоров с литовскими партнерами. Их заказы составляют почти 30% принятых нашими перевозчиками. Благодаря такому сотрудничеству объем двусторонней торговли услугами в 2013 г. вырос на 20% и составил 750 млн. USD. Транзитом через Беларусь в порты Литвы перевозятся в первую очередь казахстанские и российские грузы. Этот грузопоток в 2013 г. превысил 5,2 млн. т и составил более 11% всего транзита через нашу страну. В свою очередь литовские автоперевозчики в прошлом году совершили 300 тыс. поездок (на 3% больше, чем в 2012 г.), а их доля в общем объеме транзита через Беларусь составляет около 15%.

Беларусь возлагает большие надежды на работу с портами стран Балтии, особенно с Клайпедой. Через эти порты в 2013 г. поставлено около 5,5 млн. т белорусских грузов, что составляет около трети отечественного экспорта и почти половину импортируемых грузов, поставляемых морским путем. Передовые логистические технологии, эффективное использование инфраструктуры и коммуникаций позволяют литовским партнерам регулярно снижать тарифы на перевозку, обработку грузов, страхование и фрахт морских судов. При этом сотрудничество наших стран обеспечивает создание трансъевропейской транспортной сети, отметил министр транспорта Литвы Римантас Синкявичус. Основные усилия здесь сосредоточиваются на содействии финансированию и реализации инфраструктурных проектов, в которых заинтересованы обе стороны, а также на устранении барьеров в сфере трансграничных грузоперевозок. Примером такой деятельности министр назвал проект 8-го коридора грузовых железнодорожных перевозок, который Литва разрабатывает совместно с партнерами — Бельгией, Нидерландами, Германией и Польшей. Его цель — создание международных маршрутов для беспрепятственного транзита, а также — более тесная интеграция услуг автомобильного, воздушного, морского транспорта, упрощение пограничных процедур.

Между тем, отечественным автоперевозчикам все труднее конкурировать на мировом рынке. Конфронтация России с Евросоюзом привела к сокращению транзита, доходности перевозок и росту расходов. Как сообщил председатель ассоциации «БАМАП» Николай Боровой, потенциал наших транспортников и так ниже, чем у соседей: например, в Литве на тысячу человек приходится 4,2 грузовика, в Польше — 3,9, в Латвии — 3,2, а в Беларуси — всего 1,6. Хуже дела обстоят только в РФ (0,26). После вступления в ЕС стран Балтии объем грузоперевозок там значительно увеличился. Отпала необходимость в двусторонних разрешениях, активно шло строительство транспортно-логистических центров. Но для доставки груза, например, из Германии на Восток литовскому перевозчику нужно разрешение из третьей страны, а переваливая эти грузы, и продавая их в Литве, можно ограничиться двусторонним разрешением. Сегодня литовские, латвийские, польские перевозчики активно этим пользуются. Их белорусские коллеги лишены такой возможности. Отчасти привлекательность белорусского транзита для иностранных перевозчиков повышается за счет госпрограмм, но коренного улучшения можно достичь, лишь ликвидировав правовые барьеры.

Еще одна проблема — медленное оформление на пограничных переходах. Например, Беларусь и Литву связывают 4 пункта пропуска, в которых проходит оформление грузовых автомобилей (Котловка, Каменный лог, Беняконе, Привалка). Время ожидания на границе может достигать 50 часов. Это прямые затраты перевозчика, влияющие на его конкурентоспособность. Некоторые пункты пропуска модернизированы. В результате, например, Привалка за 24 часа может пропустить 1000 транспортных средств (570 легковых, 400 грузовых и 30 автобусов), но стоять в ожидании пересечения раницы все равно приходится. Поэтому перевозчики мечтают о синхронной модернизации всех переходов. Самым загруженным пунктом пропуска по-прежнему остается Каменный Лог, где ежедневно оформляются около 3 тыс. автомобилей.

Ожидается, что ускорить пересечение границы поможет внедрение электронного бронирования очереди. Кроме того, большие надежды возлагаются на проект «Неман»: контрейлерный поезд, состоящий из специальных платформ, на которых раз в неделю перевозят тягачи с полуприцепами. За один 10-часовой рейс «Неман» может переправить 30 тягачей с полуприцепами. Правда, обходится это недешево — 260 USD. Перевозчики полагают, что если тариф снизится хотя бы до 150 USD, востребованность поезда существенно вырастет.

СОВМЕСТНЫЕ перевозки грузов белорусских и латвийских транспортников в 2013 г. снизились до 12% против 24% в 2012 г., отметил министр сообщения Латвии Матисс Анрийс. Возможно, исправить ситуацию могли бы белорусские инвестиции в латвийские порты, работающие в режиме свободных экономических зон, в создание совместных предприятий, логистические центры и погрузочно-разгрузочные терминалы. По оценке г-на Матисса, подобные вложения окупятся за несколько лет, что вернет Беларусь в пятерку ведущих торговых партнеров Латвии.

Для придания большей стабильности двусторонним отношениям важно реализовать совместные инвестиционные проекты в сфере логистики и транспорта, в т.ч. в приграничной зоне — считает чрезвычайный и полномочный посол Латвии в Беларуси Михаилс Попковс. Прорывом здесь может стать создание на базе одного из портов современного логистического узла. Правда, пока здесь есть проблемы — в т.ч. с гармонизацией законодательства ЕАЭС с международными соглашениями. У прибалтийских перевозчиков в памяти остался печальный опыт правил Таможенного союза, позволявших конфисковывать у них автотранспорт по формальным поводам.

Современная инфраструктура Латвии делает ее железные дороги и стивидорные компании естественными союзниками в оказании услуг при перевозке грузов через порты, считает начальник ГО «Белорусская железная дорога» Владимир Морозов. Доля железнодорожных перевозок в сообщении с Латвией составляет более 30%. Для привлечения дополнительных объемов грузов на латвийском направлении необходимо проводить согласованную и гибкую тарифную политику. Для транзитной перевозки массовых товаров основной номенклатуры (более 80%) установлены фиксированные ставки (например, на маршруте Заольша-Бигосово — 4,5 USD/т). В результате объем перевозки увеличен с начала года на 700 тыс. т (в 2,5 раза), удалось привлечь дополнительные грузопотоки из Казахстана — нефтепродукты, зерно. В текущем году тарифы на ряд грузов снижались на 10–60% — в рамках согласованной политики железнодорожников обеих стран для увеличения белорусского экспорта в порты Риги и Вентспилса.
 
Материал подготовила Анастасия ГРИГОРЬЕВА.