$

2.1472 руб.

2.4250 руб.

Р (100)

3.1620 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

БАЛАНС НАЛОГОВЫХ АРГУМЕНТОВ©

02.09.2014

Предлагаемое властями повышение с 2015 г. ставок по отдельным налогам вызвало неоднозначную реакцию в деловых и научных кругах. Сегодня их представители высказывают свое мнение о возможных последствиях нововведений.

Евгений ГЕРШТЕЙН, заместитель председателя Ассоциации аудиторов:

— С позиций экономической теории НДС нейтрален и при прочих условиях не должен иметь каскадного (кумулятивного) эффекта. Однако, несмотря на такое важное преимущество перед обычным налогом с оборота, как возможность вычета, при повышении ставки НДС рост цен неизбежен: продавец товаров получит налоговый вычет позднее, но цена с НДС по ставке 20 и 22% — это, де-факто, плюс 2%.

Надо понимать, что в реальности с учетом всех внешних и внутренних рисков значимое (хотя и не шоковое) повышение ставки налога, взимаемого с выручки, способно обеспечить существенное пополнение бюджета страны. Это, разумеется, не отечественное ноу-хау — в Евросоюзе, не оглядываясь на разные рейтинги, недовольство части бизнеса и населения, введение новых налогов и повышение имеющихся ставок — в последние годы стало обычной практикой. В России тоже, несмотря на казалось бы гарантированный источник наполнения бюджета в виде налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), приходится вводить налог с продаж, рассматривать планы повышения ставок подоходного налога и НДС.

Не столь однозначно выглядит идея снижения ставки налога на прибыль с 18% до 15%. На мой взгляд, это в первую очередь имиджевый ход: чистые доходы субъектов хозяйствования станут больше — если, конечно, у предприятия вообще есть прибыль. Здесь возможно потенциальное снижение налоговой нагрузки, но реальным оно будет лишь для прибыльных компаний. В стабильной макроэкономической ситуации они действительно получат преимущество и даже возможен рост налоговых поступлений.

А вот ставки налога при упрощенной системе налогообложения повышать не следует. Если мы действительно хотим иметь стабильный источник дохода от малого бизнеса, давайте дадим ему относительно длительный период неизменных правил, в т.ч. в налоговой сфере. Иначе можно потерять то, что имеем, не найдя ничего взамен.

Впрочем, в любом случае не стоит рассматривать возможные изменения налоговых ставок как глобальную проблему. Гораздо важнее возможность принятия эффективных управленческих решений, реальная стабильность и понятность налогового законодательства, что пока, к сожалению, в должной мере не реализовано.

Анатолий ТРУХАНОВИЧ, председатель Белорусского союза налогоплательщиков:

— Планируемое повышение ставки НДС в Беларуси вызывает серьезные возражения. Я не очень понимаю тезис о нейтральности этого налога. В конечном итоге все налоги оплачивает население, и рост ставки НДС, который является налогом на конечное потребление, стимулирует повышение цен на все товары, работы и услуги. Таким образом, повышая ставку НДС, власти в очередной раз пытаются переложить на население проблему финансирования госрасходов.

Но не пора ли пойти другим путем и всерьез заняться снижением непомерных аппетитов государства? Ведь все больше его услуг гражданам приходится оплачивать из своего кармана — медицину, образование, содержание детей в детском саду, коммунальные платежи и т.д. Между тем резервов для уменьшения госрасходов достаточно, например, в сокращении количества чиновников, охранников у дверей госучреждений, различных бюрократических процедур и т.п.

Сегодня все говорят об обеспечении роста экономики. Но многочисленные исследования доказывают, а практика подтверждает, что, как правило, темпы роста экономики значительно выше там, где ниже налоговое бремя. Можно поспорить о роли НДС как стабильного доходного источника, но многие страны как-то обходятся без него. Я, конечно, не призываю завтра отказаться от этого налога, но давайте постараемся, чтобы он не отнимал столько средств у бизнеса, как сегодня.

Отношение к возможному повышению ставки налога при УСН у меня более сложное. Этот особый режим налогообложения доказал свою привлекательность и сейчас его используют многие в малом бизнесе — например, только в Могилевской области — свыше 40% субъектов предпринимательства. Однако при этом получаются неравные условия налогообложения. А ведь УСН должна обеспечивать прежде всего более простой порядок исчисления и уплаты налогов, а не значительное снижение налоговой нагрузки. Поэтому возможно стоит больше дифференцировать критерии выручки для применения УСН и поставить в зависимость от этого ставки налогов. К примеру, для малого предприятия, производящего пуговицы, — 5%, а по другим критериям или сферам деятельности ставки на самом деле можно было бы и повысить, хотя бы ради выравнивания налогового бремени.

А вот что касается ставки подоходного налога, то и здесь, повышая ставку до 13%, мы, как и при увеличении ставки НДС, снижаем конкурентоспособность белорусской системы налогообложения, поскольку, скажем, в Казахстане ставка подоходного налога — 10%. Да и в целом эти меры — откат назад от достижений в реформировании отечественной системы налогообложения. К тому же надо учитывать, что работники считают свои чистые доходы. И чтобы обеспечить им хотя бы прежний уровень зарплаты, ее придется повышать. Следовательно, издержки нанимателей увеличатся, а следом вырастут и цены. Нужно ли сегодня дополнительно стимулировать инфляцию? К тому же повышение ставок НДС и подоходного налога может спровоцировать существенный рост теневой экономики, выплату зарплат в конвертах.

Полагаю, что изыскивать средства для социальных программ надо путем оптимизации и сокращения расходов государственного бюджета, а не за счет повышения налогового бремени. У нас итак ради пополнения казны минимум дважды в год повышаются ставки акцизов, местные органы используют свои права по повышению ставок налогов на землю и недвижимость.

Ольга ШУЛЕЙКО, завсектором бюджетно-налоговой политики Института экономики НАН Беларуси, кандидат экономических наук:

— Повышение ставки налога при упрощенной системе налогообложения в нынешних условиях может неблагоприятно повлиять на экономику. На макроуровне такая мера, особенно при одновременном повышении ставки НДС, неизбежно повлечет ускорение инфляции, которая у нас в разы выше, чем в ЕС и у партнеров по Таможенному союзу. На микроуровне рост налоговых ставок может привести к мультипликативному эффекту. Замечу, что объектом обложения налогом при упрощенной системе налогообложения является выручка. Таким образом, это своего рода оборотный налог с соответствующим каскадным эффектом. При этом, если в белорусском налоговом законодательстве есть только один вариант применения УСН — без учета затрат, то, например, в России плательщик может выбрать приемлемый для себя вариант такого особого режима налогообложения.

Понятно, что повышение ставки налога при УСН у нас предлагается ради увеличения доходов государственного бюджета. Однако ухудшение налоговых условий для малого и среднего бизнеса может вместо ожидаемого результата привести к снижению поступлений в бюджет — исходя из кривой Лаффера. В частности, это произойдет в связи с расширением теневого сектора экономики со всеми сопутствующими негативными последствиями.

Нужно понимать, что проблемы пополнения бюджета не решаются только путем повышения ставок налогов. Они во многом обусловлены сложным финансовым состоянием субъектов хозяйствования, в т.ч. вызванным внешними причинами. Налоги были и будут важным фактором конкурентоспособности по меньшей мере за счет двух факторов: ценового и инвестиционного, которые сегодня в равной степени важны. При этом в худшем положении окажутся предприятия и отрасли, генерирующие высокую добавленную стоимость, поскольку у них сумма изъятий окажется больше.

В последнее время по показателю «Налогообложение» мы стали довольно динамично продвигаться в рейтинге Всемирного банка Doing Business, и повышение налоговых ставок может отбросить нас назад. А ведь это служит определенным ориентиром для инвесторов. Нельзя также ухудшить конкурентоспособность белорусской налоговой системы в рамках ЕАЭС, что неизбежно при повышении ставок сразу по нескольким платежам, независимо от изменений в российской налоговой системе. К тому же, если повысить ставку НДС, она окажется у нас выше среднеевропейской и той, что действует в Польше и странах Балтии, несмотря на то что в ряде государств ЕС действительно повышали НДС в последние годы.

В целом полагаю, что правы те, кто считает, что проблемы надо решать комплексно, ведь государственный бюджет — это не только доходы, но и расходы, денежно-кредитная политика, которые также существенно влияют на наполняемость бюджета и финансовое состояние субъектов хозяйствования. Поэтому здесь тоже есть что оптимизировать. Заодно надо еще поискать резервы в сокращении неэффективных налоговых льгот.

Александр КАЛИНИН, председатель Белорусского союза предпринимателей:

— Не нужно сегодня трогать упрощенную систему налогообложения. Ведь совсем недавно удалось с помощью Указа Президента от 16.05.2014 № 222 «О регулировании предпринимательской деятельности и реализации товаров индивидуальными предпринимателями и иными физическими лицами» снять достаточно острую социальную напряженность, сложившуюся в малом бизнесе после принятия решений о необходимости наличия документов, подтверждающих приобретение товаров при ввозе, сертификации и т.п. При этом по нормам Указа № 222 индивидуальные предприниматели получили возможность реализовать остатки товаров, ввезенных без документов, при представлении описи, а те, у кого такие документы есть, вправе перейти с уплаты единого налога с 1 июля или с 1 октября на упрощенную систему налогообложения.

Сейчас ситуация у ИП стабилизировалась, но увеличение ставки налога при УСН с 5 до 7% явно приведет к росту налоговой нагрузки на малый бизнес и, несомненно, ухудшит условия предпринимательской деятельности. К тому же еще планируется с 2015 г. при применении УСН отменить льготу по земельному налогу, который сейчас «упрощенцы» не платят, если площадь земельного участка не превышает 0,5 гектара.

Все это вкупе точно увеличит налоговое бремя почти 150 тыс. субъектов хозяйствования, применяющих УСН. Интересно, что при увеличении налоговой нагрузки повышать критерии выручки для упрощенной системы налогообложения не планируется, хотя их надо индексировать хотя бы на темпы инфляции.

Если ставка налога при УСН с 2015 г. в Беларуси повысится, а критерии выручки останутся прежними, у нас будет самая худшая упрощенка среди государств Евразийского экономического союза. Ведь в РФ критерии для такого режима налогообложения выше, а ставка — 6%. Это дает российскому малому бизнесу определенные преимущества.

Очень спорно и предложение с 2015 г. лишить права применять УСН коммерческие организации, в уставном фонде которых акции (доли) других коммерческих и (или) некоммерческих организаций составляют более 25%, в т.ч. суммарно — при наличии нескольких акционеров. Однако, и это самое важное, — данную норму предлагается не распространять на государственные предприятия. То есть субъекты хозяйствования разных форм собственности окажутся в неравных условиях, что прямо противоречит ст. 13 Конституции и разделу 1 Директивы № 4, где говорится о равенстве всех форм собственности и равных условиях конкуренции.

А вот по налогу на недвижимость на самом деле можно было бы внести отдельные новшества. Непонятно, почему этим налогом облагаются коттеджи, а элитные квартиры — нет? Зато новое строительство, осуществляемое малым и средним бизнесом, можно было бы вообще освободить от этого налога.

В целом полагаю, что для повышения ставки НДС и налога при УСН выбран далеко не самый удачный момент и из-за общей ситуации в экономике. Ведь у нас по-прежнему высокие темпы инфляции, много убыточных субъектов хозяйствования и т.п. Предлагаемые новшества с повышением ставок двух очень важных налогов могут усугубить и так далеко не столь благополучное финансовое положение ряда субъектов малого и среднего бизнеса в Беларуси и стимулировать рост инфляции.

Подготовила

Валерия ГЕРАСИМОВА