$

2.1472 руб.

2.4250 руб.

Р (100)

3.1620 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Интеграция

Азиатский вектор: зона двух океанов

24.05.2016

Евразийский экономический союз и ряд стран Юго-Восточной Азии обсуждают создание зон свободной торговли. Об этом было заявлено на Деловом форуме Россия-АСЕАН, прошедшем в Сочи на прошлой неделе. Таким образом, региональные интеграционные процессы могут выйти далеко за пределы своих первоначальных рамок.

Соглашение о создании зоны свободной торговли ЕАЭС и Вьетнам подписали еще в мае прошлого года. Правда, белорусские парламентарии собрались ратифицировать его только сейчас. Но время не ждет: теперь ЕАЭС обсуждает создание сразу 4 новых зон свободной торговли со странами АСЕАН – Сингапуром, Камбоджей, Таиландом и Индонезией. Как заявил министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев, речь идет «о сопряжении интеграции, о соглашении между ЕАЭС и странами АСЕАН в целом как объединения».

Такая «интеграция интеграций», как назвал данный процесс заместитель министра иностранных дел РФ Игорь Моргулов, представляется Москве интересной и «совершенно логичной» инициативой.

Первые шаги в этом направлении были сделаны еще в прошлом году. Странам – участницам ЕАЭС кажется весьма перспективным углубление экономического партнерства со странами Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и АСЕАН. В свою очередь, интерес к созданию ЗСТ с ЕАЭС ранее выразили уже более 40 стран и международных организаций, в т.ч. Китай, Таиланд, Египет и Индия. Были и другие желающие, но с некоторыми из них Москва уже успела поссориться.

Теперь наиболее перспективным выглядит налаживание широкого трансрегионального партнерства с Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), объединяющей 10 стран: Бруней, Вьетнам, Индонезию, Камбоджу, Лаос, Малайзию, Мьянму, Сингапур, Таиланд и Филиппины. У Беларуси есть к ним свой интерес. Большинство из этих стран признаются у нас новыми перспективными рынками, на которые в соответствии с решениями правительства уже не первый год планируется увеличить поставки в рамках решения общей задачи диверсификации экспорта. Правда, пока этот процесс идет довольно туго – конкуренция на тихоокеанских рубежах довольно серьезная, логистика сложная. А потому динамика белорусского экспорта в страны АСЕАН пока оставляет желать лучшего (см. таблицу).

Динамика внешней торговли Беларуси со странами АСЕАН, млн. USD

Всего

2011

2012

2013

2014

2015

экспорт

импорт

экспорт

импорт

экспорт

импорт

экспорт

импорт

экспорт

импорт

21 044,2

17 664,5

22 366,6

16 263,2

14 187,8

17 813,4

14 973,0

16 315,3

12 612,5

11 967,3

Вьетнам

164,3

47,6

155,8

28,5

145,4

49,6

108,5

60,8

111,5

38,3

Индонезия

160,9

58,3

90,8

42,1

91,4

38,1

190,9

24,2

169,5

24,2

Камбожда

 

2,1

 

1,4

 

1,0

 

3,0

 

1,4

Малайзия

60,7

86,0

117,9

105,8

60,1

103,5

150,5

67,2

110,6

45,4

Мьянма

26,6

 

1,5

 

2,1

 

10,7

 

35,1

 

Сингапур

10,7

12,6

8,2

18,4

6,5

30,9

3,7

24,1

14,1

16,9

Таиланд

73,2

89,8

77,2

150,6

54,3

119,0

74,6

85,1

60,1

42,1

Зато у нашего основного партнера по ЕАЭС – России – намерения в азиатском направлении весьма серьезные. Например, Вьетнам занимает 18-е место по объему в экспорте РФ и неизменно входит в тройку основных покупателей российского оружия. Естественно, что создание ЗСТ может дать новый импульс такому сотрудничеству, не только в военной, но и в нефтяной, машиностроительной и иных сферах.

Между тем наши потенциальные партнеры работают сразу во всех направлениях. Совсем недавно (4 февраля) 4 страны АСЕАН – Бруней, Вьетнам, Малайзия и Сингапур – подписали соглашение о создании Транстихоокеанского партнерства (ТТП). В этом проекте участвуют также Австралия, Канада, Мексика, Новая Зеландия, Перу, США, Чили и Япония. В его рамках будет создана зона свободной торговли в Азиатско-Тихоокеанском регионе, охватывающая страны, на которые приходится в совокупности свыше 1 млрд. населения, 40% мировой экономики и 1/3 мировой торговли. По прогнозу Всемирного банка, данное соглашения позволит к 2030 г. увеличить ВВП стран-участников на 1,1%, а объем торговли – на 11%. Наибольшую выгоду получат Вьетнам и Малайзия (10 и 8% ВВП соответственно) за счет снижения тарифной и нетарифной защиты крупных рынков, таких как США, Канада и Австралия. Не останутся в накладе и США: они смогут продвигать интересы своих высокотехнологичных корпораций на азиатско-тихоокеанских рынках, обеспечить защиту прав интеллектуальной собственности, унификацию санитарных и фитосанитарных мер, экологических стандартов, создать условия для инвестиций.

В перспективе возможно дальнейшее расширение ТТП в случае вступления в него таких стран, как Индонезия, Таиланд и Южная Корея.

Создание крупнейшего в мире торгового блока многие эксперты расценили, как попытку установить экономические разделительные линии в регионе, от которого во многом зависит рост мировой экономики. При этом неучастие Китая и России в ТТП ухудшает для них возможности закрепления на рынках сбыта, привлечения инвестиций и движения капитала.

Кроме того, в настоящее время ведутся также переговоры о создании Трансатлантического торгово-инвестиционного партнерства (ТТИП) между США и Евросоюзом. Оно охватит почти 800 млн. человек и более 50% мирового ВВП. Если этот проект удастся довести до реализации, два гигантских региональных соглашения замкнутся в единое целое. На этом фоне соглашения о создании ЗСТ между отдельными странами АСЕАН и ЕАЭС могут дать определенные экономические выгоды. Но конкурировать в режиме «мегазон» свободной торговли с американскими, европейскими и азиатскими корпорациями белорусским и российским предприятиям будет весьма непросто.

Но если для поставок энергоносителей и вооружений вопросы тарифной и нетарифной защиты, регулирования и технических стандартов рынков не так уж важны, то для продукции машиностроения, металлургии, продовольствия, товаров легкой промышленности они носят весьма принципиальный характер. Поэтому соглашения о зонах свободной торговли со странами АСЕАН вряд ли обойдутся без изъятий и ограничений, призванных защитить рынок и производителей государств – участников Евразийского экономического союза от конкуренции. Но наличие таких оговорок снижает экономический эффект подобных соглашений.

Автор публикации: Вадим ЛЕБЕДЕВ