$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Факты, комментарии

Автотранспортники сближаются

26.08.2008

Единый рынок автотранспортных услуг планируют организовать транспортные ведомства России и Беларуси. Но препятствий для этого пока еще очень много. Пути их преодоления обсуждались не так давно в Бресте российским министром Игорем Левитиным и нашим Владимиром Сосновским.

Транзит через нашу республику — один из кратчайших и наиболее удобных для перевозки автомобильных грузов в страны Евросоюза. Но само существование активно эксплуатирующихся транспортных коридоров порождает немало трудностей и взаимных претензий. Одна из важнейших проблем белорусской стороны — разрешения для водителей на перевозку грузов из России в третьи страны и обратно. Дело в том, что их количество для каждого государства строго оговаривается международными правилами, и любая страна выделяет их соседям, везущим через его территорию грузы, исходя из собственных экономических интересов.

Получение необходимого количества российских разрешений для наших автоперевозчиков чрезвычайно важно. Рынок этой страны — важнейшая статья их дохода. Активные и дисциплинированные белорусы по праву заняли довольно значительную его долю. Но российский Минтранс, заинтересованный в развитии собственной отрасли, постоянно пытается ограничить белорусскую экспансию путем выдачи меньшего количества разрешений. Этот «рычаг», к сожалению, используется и при решении различных межгосударственных споров. Он, например, активно применялся во время первого «газового» конфликта между двумя странами.

Уровень присутствия белорусских международных автокомпаний на рынке экпортно-импортных перевозок России признан высоким и на брестской встрече. Правда, сейчас белорусам удалось договориться о преодолении наметившейся ранее негативной тенденции по перераспределению перевозок в пользу российских резидентов. Представители Минтранса РФ согласились предоставить белорусским транспортным компаниям дополнительное количество специальных разрешений на перевозку российских внешнеторговых грузов.

Разумеется, и Беларусь постоянно идет соседям на уступки. Таковы правила игры. Например, согласно постановлению Совмина от 27.03.2007 № 381 значительно расширен перечень непищевой спиртосодержащей продукции, которую можно везти через нашу страну без обязательного сопровождения с использованием международной процедуры МДП. Уменьшены сроки согласования маршрута движения тяжеловесного транспортного средства с пяти до трех рабочих дней. В случае необходимости обследования маршрута движения время на уведомление перевозчика о необходимости выполнения этой операции снижено с пяти до одного рабочего дня, на оформление и выдачу самого специального разрешения — с пяти до двух рабочих дней. Сокращение сроков позволяет перевозчикам экономить время и деньги.

В связи с жалобами россиян сняты ограничения в весенний период на трассе М-10 граница Российской Федерации (Селище) — Гомель — Кобрин, что позволило по кратчайшему пути перевозить грузы из Брянской, Орловской, Курской, Липецкой, Воронежской, Тамбовской и ряда других южных областей России в страны Западной Европы. В текущем году весенние ограничения не распространялись и на перевозки грузов по основным международным транспортным коридорам, а также на провоз лекарственных препаратов, дизельного топлива, бензинов, сжиженного газа и моторного масла, животных, почты, грузов гуманитарной помощи и на пассажирские перевозки. В период введения весенних ограничений все основные маршруты движения транзитного транспорта работали в обычном режиме (постановление Минтранса от 7.03.2008 № 19).

Помогает сближению транспортных систем тесное сотрудничество, например, в области дорожного строительства. Белорусы планируют использовать опыт российских дорожников в области формирования нормативов затрат на содержание, ремонт и развитие автомобильных дорог. Департамент «Белавтодор» разрабатывает технико-экономическое обоснование системы взимания платы за проезд по автомобильным дорогам общего пользования с учетом российских наработок. Организован обмен опытом по содержанию транспортного коридора М-1/Е30 на территориях Беларуси и России, взиманию платы за проезд по этой трассе.

Впрочем, для того чтобы транспорт обеих стран работал с максимальной эффективностью, нужно сделать еще очень многое. Поэтому руководители профильных ведомств двух стран утвердили на встрече в Бресте план мероприятий по формированию и функционированию объединенной транспортной системы Союзного государства на 2008-2010 гг., в который включен комплекс мер, направленных на дальнейшее унифицированное развитие железнодорожного, автомобильного, воздушного транспорта и дорожного хозяйства, создание благоприятных условий для интеграции транспортного комплекса России и Беларуси в международную транспортную систему.

Эдуард ТРОШИН