Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №4 (2501) от 18.01.2022 Смотреть архивы
picture
USD:
2.5945
EUR:
2.9414
RUB:
3.3791
Золото:
151.61
Серебро:
1.98
Платина:
82.66
Палладий:
157.9
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Автосервису не хватает места

Белорусский рынок СТО представлен в основном полуподвальными мастерскими
Белорусский рынок СТО представлен в основном полуподвальными мастерскими

Количество личных автомобилей у жителей столицы в последние 10 лет увеличивается примерно на 20-30% ежегодно. Вполне логично, что вместе с этим возрастает и потребность в услугах автосервиса. Более того, автомобили постоянно усложняются, а значит требуют все более и более квалифицированного ремонта. Парадокс ситуации в том, что количество станций техобслуживания (СТО) в Минске увеличивается совсем незначительно.

На данный момент согласно официальным данным в Минске зарегистрировано порядка 750 СТО. Но несмотря на, казалось бы, благоприятную рыночную конъюнктуру, примерно такое же количество мелких мастерских, располагающихся в индивидуальном жилом секторе или в гаражных массивах, предпочитают работать неофициально.

По словам начальника информационного центра коммерческой недвижимости агентства "Твоя столица" Юрия Попова, львиную долю минского автосервиса формирует мелкий бизнес, то есть небольшие частные СТО. Они составляют более 90% всего рынка. Как правило, это одиночные СТО, которые могут разделяться на крупные (около 10постов для машин), средние (5-10 постов) и мелкие (до 5). Что касается самых "высоких", авторизованных СТО, которые работают совместно с официальными дилерами и автопроизводителями, специализируясь на определенных марках автомобилей, то таких в Минске единицы.

- В целом в ближайшие несколько лет ситуация на этом рынке существенно не изменится, - говорит Юрий Попов. - Открытие крупных станций по-прежнему будет большой редкостью. Мелкие СТО станут появляться чаще, но удовлетворить спрос они не смогут.

Все дело в том, что для открытия крупного сервисного центра необходимы серьезные инвестиционные вложения. Это и получение всевозможных разрешений, землеотвод и, естественно, приобретение специального оборудования. Так, только три самых простых вещи для крупных СТО - подъемники, диагностическая аппаратура, стенд для регулировки "развала-схождения" - обойдутся как минимум в 300тыс.USD. Само собой,  мелкому бизнесу это не по карману.

По оценке Ю.Попова, для создания небольшой СТО с более-менее широким спектром услуг потребуется порядка 150 тыс. USD. Самая дешевая СТО, расположенная на окраине города и оснащенная минимумом необходимого оборудования, потребует вложений около 30-50 тыс. USD. СТО высокого класса в удобном месте может стоить даже больше 1млн. USD. Если говорить о средней СТО в комплексе с мойкой, кафе и другими сопутствующими услугами, то их стоимость оценивается примерно в 1-5 тыс. USD за 100 квадратных метров в зависимости от места расположения, наличия коммуникаций,  а также степени готовности проектно-сметной и разрешительной документации.

- Спрос на минские СТО, - отмечает Юрий Попов, - формируется за счет потенциальных покупателей и арендаторов, которые представляют малый бизнес. Так, к примеру, в прошлом году в наш центр ежемесячно поступало 4-6 заявок на аренду и 2-4на покупку площадок под станции техобслуживания. Если сравнивать с 2003 годом, то  цифры увеличились в 2раза.

Однако отметим, что предложение на этом рынке почти нулевое. Участки под строительство новых СТО выделяются редко. Такая же ситуация и с продажей или сдачей в аренду отдельных строений, пригодных для размещения таких объектов. В этом плане белорусская столица сильно отличается от Киева, Москвы, Санкт-Петербурга и других крупных городов СНГ, в которых в последнее время активно заключаются подобные сделки в размере от 150 тыс. до 1 млн. USD.

Что касается качественной стороны Минского рынка СТО, то здесь по-прежнему доминирует принцип "дешево и сердито". Как отмечают сами владельцы СТО, в настоящее время выгоднее вкладывать средства в покупку запчастей, чем непосредственно в развитие автосервиса. Покупать дорогие технологии типа компьютерной и УЗИ-диагностики скрытых полостей и микродефектов, лазерные притирки отверстий и так далее для большинства мелких бизнесменов дорого. Так что в ближайшие годы владельцы автосервисных площадок будут приумножать свой капитал за счет торговли запчастями и аксессуарами, совмещая это с ремонтными станциями. При таком положении не исключено, что уже лет через 5, если не раньше, существующие сейчас СТО просто окажутся не в состоянии отремонтировать современный автомобиль, оснащенный электроникой.