$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

АВТОРЫНОК ТОРМОЗИТ©

19.09.2014

 

«Американские горки» российского авторынка вызывают тревогу и за состояние рынка отечественного, сильно зависящего от перетока покупателей в соседнюю страну и поставок автомобилей отдельным белорусским дилерам. Стремительный рост в сегменте новых легковых и коммерческих автомобилей в первые 3 месяца года (+46,91%) сменился осторожным оптимизмом II квартала (+12,66%) и перешел к спаду уже в августе, отмечает председатель совета директоров ГК «Интеллект» Сергей ВАРИВОДА.

В сегменте новых автомобилей спад дилерских продаж в августе составил около 25%. Проблемы с реализацией произведенных и законтрактованных дилерами автомобилей в России приводят к ценовому демпингу и выдавливанию их излишков в нашу страну. Противостоять этому белорусские дилеры, по большому счету, не в силах, «жировая прослойка» не позволяет. Демпинговые цены российского рынка трансформируются на отечественный рынок и через товаропроводящие сети российских дистрибьюторов, поставляющих белорусским дилерам автомобили за российские рубли. Как следствие, на рынке новых легковых автомобилей в Беларуси доля произведенных в РФ автомобилей превысила 50%.

О нарастающем вывозе валюты гражданами в соседнее государство белорусские автодилеры сигнализируют уже давно. Введение утилизационного сбора на уровне российских ставок, принятие Указа Президента от 21.07.2014 № 361, «заморозившего» часть средств автодилеров в бюджете, также сказались на конъюнктуре. Рост цен у отечественных дилеров станет следствием изъятия в бюджет страны на 90 дней оборотного капитала в размере «ввозного» НДС для организаций, импортирующих и реализующих товары в неизменном состоянии. А это ни много ни мало, а 20% от таможенной стоимости, увеличенной на сумму таможенной пошлины. Если допустить, что капитал на пополнение оборотных средств дилер сегодня может привлечь по ставке 40% годовых, то его дополнительные расходы на 90-дневное обслуживание «кредита» бюджету обойдутся в 10% от суммы «ввозного» НДС на автомобиль.

По расчетам, для автомобилей бюджетного сегмента, наиболее востребованного в стране, увеличение затрат дилера (читай — розничных цен для покупателей) составит 1–1,5%, а для дешевых автомобилей с большим объемом двигателя — до 2%.

Другими словами, за «нормотворчество» чиновников опять заплатит покупатель. Или не заплатит, а с еще большим усердием будет вывозить из страны валюту вместе с доходами-налогами в автосалоны соседней державы. При этом подавляющее большинство белорусских дилеров уже разместили «твердые» заказы на поставку автомобилей до конца года, от которых крайне сложно отказаться.

Цель пополнения бюджета такими мерами тоже выглядит весьма сомнительной. Заморозить в бюджете НДС, который уже уплачен, но не принят к вычету, конечно, можно, но только для того, чтобы в очередной раз «вывернуть карманы» отечественному бизнесу.

Кто возьмется подсчитать, какое количество сделок «уплывет» из белорусских автосалонов в российские? И на какую сумму снизятся отчисления в бюджет торгующих, обслуживающих, финансирующих, страхующих, ремонтирующих, сертифицирующих новые автомобили отечественных субъектов хозяйствования?

Может быть, власть ратует за сохранение своего главного потенциала экономического роста — внутреннего рынка, контролируемого отечественными субъектами хозяйствования, добиваясь переориентации всех дилеров на продвижение отечественных легковых автомобилей с мизерной локализацией? Но даже если это произойдет, готов ли к подобному развитию событий Минпром? И готовы ли Минфин и ГТК отказаться от значительных поступлений налогов, пошлин и сборов от импортеров автомобилей?

Часто приходится слышать упреки в адрес белорусских дилеров: мол, «зажирели» и цены у них высокие. А потому и высокие, что все чудеса законотворчества в эту цену включены, а за них надо платить…

Влияние подобных Указу № 361 решений уже начало сказываться на пополнении бюджета от хозяйственной деятельности отрасли. И этого эффекта вполне достаточно, чтобы за оставшиеся 4 месяца текущего года увидеть спад продаж (а значит, и доходов) отечественных дилеров на 15–20%.

При таком сценарии рынок новых легковых и легких коммерческих автомобилей покажет в текущем году нулевой рост, а с нового года — вообще уйдет в пике.

Что может сдержать падение белорусского авторынка? Очевидно, что рост доходов населения в ближайшее время будет умеренным, а дальнейшее снижение банковских ставок по кредитам упирается в инфляцию. Экономический рост пока ниже планируемого, а это значит, что корпоративный сегмент и бюджет будут не в самой блестящей форме. Чтобы сохранить своего налогоплательщика в условиях падающего рынка (общий импорт новых и бэушных авто за I полугодие т.г. уменьшился на 30%), необходимо сделать две вещи: ограничить мерами технического регулирования ввоз подержанных автомобилей и предусмотреть в проекте изменений в Налоговый кодекс на 2015 г. налоговые преференции белорусским автодилерам.

Так, возврат к механизму взимания НДС «с разницы» (только с добавленной стоимости), действовавшему до января 2012 г., вполне мог бы переломить тенденцию ввоза «от них к нам» на «от нас к ним». Иначе мы впервые в новейшей истории страны получим отрицательное сальдо в торговле автомобилями с Россией (с учетом реэкспорта машин с пробегом). И никакие поставки белорусских Geely на российский рынок ситуацию не спасут.

Анастасия ГРИГОРЬЕВА