$

2.0470 руб.

2.2714 руб.

Р (100)

3.1033 руб.

Ставка рефинансирования

9.50%

Интеллектуальная собственность

Авторское право на телефонный справочник

21.03.2003
В Пинске уже 14 лет не переиздавался телефонный справочник. Его электронная версия на компьютерах не установлена разве что у ленивого. В Интернете она выложена также на сайте www.рinsk.tut.by, и никаких претензий к распространителям электронной версии нет. А ко мне, как к издателю книжной версии телефонного справочника, предприятие "Брестоблтелеком" предъявляет претензию о нарушении авторских прав. Является ли на самом деле телефонная база данных объектом авторского права?

М.ЖИЛЮК, предприниматель, г. Пинск

Как следует из обращения читателя, суть конфликтной ситуации состоит в том, что субъект хозяйствования, издавший телефонный справочник, обвиняется в нарушении авторских прав предприятия "Брестоблтелеком". В качестве объекта своего авторского права предприятие связи называет справочную базу данных абонентов, а издание телефонного справочника другим субъектом хозяйствования рассматривает как нарушение этого авторского права. Поскольку ситуация представляется достаточно типичной -- в ней может оказаться любой иной издатель справочной литературы, -- имеет смысл проанализировать правовую сторону этого конфликта.

Претензии предприятия связи основываются на том, что, по его мнению, база данных, содержащая информацию об именах (названиях) абонентов и их телефонных номерах, является объектом авторского права, а любое несанкционированное использование этой информации должно рассматриваться как нарушение авторских прав.

Базы данных действительно отнесены действующим законодательством к числу объектов авторского права -- они упомянуты в ст. 7 Закона "Об авторском праве и смежных правах" (далее -- Закон) и ст. 993 Гражданского кодекса (ГК). Однако указание базы данных среди объектов авторского права не означает, что любая база данных автоматически, просто в силу принадлежности к категории баз данных охраняется авторским правом. В ст. 4 Закона база данных определяется как "компиляция материалов, данных, информации, по подбору и расположению материалов представляющая результат творческого труда", а согласно ст. 993 ГК "к объектам авторского права также относятся... сборники (...базы данных) и другие составные произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда".

Таким образом, для того чтобы база данных была признана объектом авторского права, необходимо соблюдение двух условий: 1) деятельность по подбору информации, включаемой в базу данных, должна носить творческий характер, и 2) расположение информации внутри базы данных должно быть результатом творческой деятельности.

Творческая деятельность представляет собой интеллектуальную деятельность, в результате которой мысли и образы автора облекаются в определенную объективную форму, являющуюся новой, оригинальной, отличной от уже существующих объектов.

Если же рассматривать справочную базу данных предприятия "Брестоблтелеком" с точки зрения соответствия критерию творчества, то можно прийти к следующим выводам. Во-первых, база данных предприятия связи не является результатом творческой деятельности по подбору информации, поскольку включает в себя информацию обо всех абонентах, обслуживаемых этим предприятием; подбор информации для включения в базу попросту не осуществляется -- в базу заносится информация о каждом, кто становится абонентом. Во-вторых, внутри базы данных информация расположена стандартным образом (по номерам и алфавиту); какой-либо оригинальности в расположении информации в базе данных предприятия "Брестоблтелеком", отличающей ее от аналогичных баз данных других областных предприятий связи, нет. Поэтому справочная база данных телефонных номеров УП "Брестоблтелеком", не являясь по подбору и расположению включенной в нее информации результатом творческой деятельности, не может являться объектом авторского права. А поскольку эта база данных объектом авторского права не является, то и претензии, связанные с якобы имевшим место нарушением авторских прав, также безосновательны.

Более того, особенность правовой охраны базы данных как составного произведения состоит в том, что предметом охраны являются именно оригинальные подборка и расположение информации в базе данных, но не сама информация: "Охрана не распространяется непосредственно на сами данные..." -- (ст. 7 Закона). В соответствии с п.2 ст.8 Закона авторское право не распространяется на информацию, даже если она воплощена в охраняемом авторским правом произведении. Говорить же о правовой охране собственно информации из справочной базы данных предприятия связи также не приходится, поскольку эта информация не отвечает требованиям, установленным в ст.140 ГК, и поэтому не относится к категории охраняемой.

Конфликт, возникший между издателем телефонного справочника и предприятием связи, напоминает те споры, которое не так давно возникали между телерадиокомпаниями и печатными СМИ из-за программ теле- и радиопередач. Первые настаивали на том, что газеты и журналы, публикуя эти программы, нарушают авторское право телерадиокомпаний, вторые говорили о том, что такие программы объектом авторского права не являются. Наиболее остро эти споры проходили в Российской Федерации, где в судах было рассмотрено значительное число исков телерадиокомпаний. В большинстве случаев в исках было отказано: суды не признавали программу передач объектом авторского права именно в силу отсутствия творчества при ее создании.

Безусловно, все сказанное не означает, что ситуация, при которой один субъект хозяйствования вкладывает силы и средства в создание информационного ресурса, а другой субъект несанкционированно пользуется результатами его труда, является правильной. Вовсе нет. Вопросы правовой охраны так называемых "инвестиционных" баз данных -- информационных ресурсов, создание которых требует значительных средств, но которые при этом являются неохраноспособными с точки зрения авторского права, являются весьма актуальными. В развитых странах принимаются законодательные акты, предоставляющие специальную правовую охрану подобным базам данных. Однако в Беларуси эта проблема пока даже не обсуждается. Поэтому вывод может быть один: решать конфликтную ситуацию следует в соответствии с тем законодательством, которое действует. А оно не дает оснований белорусским предприятиям связи претендовать на обладание авторским правом ни на телефонные справочники, ни на монопольное владение информацией из них.

Автор публикации: Сергей ЛОСЕВ,кандидат юридических наук


Менеджмент: список рубрик
Важно
Мы в соцсетях
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы