$

2.1058 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Интеграция

Автопром содружества: чем соглашение поможет рынку

12.05.2017

Автопром содружества: -- чем соглашение поможет рынкуСовет Министров Беларуси постановлением от 2.05.2017 № 325 утвердил Соглашение о сотрудничестве государств – участников Содружества Независимых Государств в автомобилестроении.

Соглашение было подписано в Минске 28 октября 2016 г. Его целью провозглашается содействие развитию автомобилестроения стран-участниц за счет роста кооперации, освоения новых продуктов, компетенций и технологий в интересах повышения конкурентоспособности продукции автопрома стран СНГ. Сотрудничество должно осуществляться по следующим основным направлениям:

– определение и согласование приоритетных направлений сотрудничества в автомобильной промышленности, формирование перечня совместных про­грамм и проектов;

– выработка согласованных решений по развитию кооперации и специализации хозяйствующих субъектов в интересах локализации производства ключевых автокомпонентов;

– развитие института государственно-частного партнерства в целях ускоренной модернизации производственной автокомпонентной базы и повышения ее технического уровня;

– согласование направлений актуализации нормативно-правового обеспечения автомобилестроения в области технического регулирования с учетом наиболее успешной международной практики;

– выработка и содействие реализации совместных мер, на­правленных на повышение конкурентоспособности и устойчивое развитие автомобилестроения, включая совместные программы и проекты;

– содействие созданию сов­местных производств, встраиванию в региональные и глобальные цепочки добавленной стоимости;

– содействие в разработке мероприятий господдержки автомобильной промышленности, включая программы регулирования кредитных и страховых ставок, жизненного цикла продукции автомобилестроения, утилизационные и экологические мероприятия;

– взаимодействие в целях стимулирования развития сетей продаж, сервисных, заправочных и авторемонтных центров, соответствующих по качеству предоставляемых услуг передовой мировой практике;

– сотрудничество в области подготовки, профессиональной переподготовки, повышения ква­лификации и закрепления кадров в автомобилестроении.

Проводниками сотрудничества дол­жны стать уполномоченные (компетентные) органы стран-участниц, отвечающие за выработку и осуществление государственной политики в автомобилестроении. В их обязанности входят проведение кон­сультаций, обмен ин­формацией, мнениями по вопросам развития автомобилестроения стран-­участниц в целях выработки со­гласованных решений и мероприятий. О перечне таких органов стороны должны проинформировать депозитарий при сдаче уведомления о выполнении внутригосударственных процедур, необходимых для вступления в силу Соглашения. С белорусской стороны уполномоченным органом назначено Министерство промышленности.

Координатором взаимодействия назначен Совет по промышленной политике государств – участников СНГ. Финансирование совместных мероприятий, программ в автомобилестроении должно осуществляться в пределах средств, предусмотренных в национальных бюджетах соответствующим министерствам и ведомствам, а также за счет привлечения внебюджетных источников.

* * *

Попытка властей стран СНГ фор­мализовать сотрудничество в автомобилестроении может не дать ожидаемых результатов. Причина кроется в конкурентных позициях национальных компаний и состоянии рынка, который переживает нелегкие времена. Об этом свидетельствуют дан­ные отраслевого обзора «Автомобильный рынок Рос­сии и СНГ», опубликованного компанией EY в феврале.

После того как в 2012 году объемы продаж легковых и легких коммерческих автомобилей на российском рынке превысили исторический максимум 2008 года, с 2013 года наблюдается тенденция к их снижению из-за ухудшения макроэкономической ситуации. По итогам 2015 года, ввиду экономического спада, резкой девальвации рубля, роста ставок по кредитам, сокращения реальных располагаемых доходов и ухудшения потребительских настроений, продажи автомобилей согласно статистике AEB снизились на 36%. В 2016 году спад замедлился до 11%, цены увеличились в среднем на 40% по сравнению с уровнем 2014 года, объем продаж легковых и легких коммерческих автомобилей приблизился к 10-лет­нему минимуму (1,4 млн. единиц). Тем не менее по результатам 2016 г. авторынок РФ занял 5-е место в Европе после Германии, Великобритании, Франции и Италии.

В РФ работают около 20 круп­ных локальных и международных автопроизводителей. Их общие мощности превышают 3 млн. автомобилей в год. Локализовано почти 100 глобальных поставщиков, многие из которых располагают сразу несколькими предприятиями. Около 600 мес­т­ных поставщиков снабжают кон­вейеры в России. Дистрибуция легковых автомобилей осуществляется сетью дилерских центров, общее число которых за прошлый год сократилось с 4,5 тыс. до 4 тыс. Российские автомобильные концерны планируют активное расширение экспорта, который рассматривается в качестве дополнительной возможности восстановления продаж в условиях сократившегося внутреннего спроса. Власти РФ проводят государственную политику, направленную на стимулирование создания нового и увеличение существующего про­изводства, а также на при­влечение дополнительных ин­вестиций в отрасль.

Объем продаж в Украине, Казахстане, Беларуси и Узбекистане снизился с 476 тыс. единиц в 2013 г. до 203 тыс. в 2016-м (по данным о регистрации автомобилей), а производство – с 333 тыс. до 117 тыс. Основными причинами эксперты EY считают обесценение национальных валют, ухудшение макроэкономических показателей и снижение покупательной способности населения. Спад продаж несколько смягчил рост ввоза автомобилей из РФ, приобретенных у российских дилеров ввиду более поздней девальвации валют некоторых стран СНГ относительно российского рубля и снижения долларовых цен.

В частности, именно благодаря российскому импорту в 2014 г. в Беларуси наблюдался значительный рост продаж лег­ковых автомобилей – до 50 тыс. единиц с 29 тыс. единиц в 2013 г. В 2015 году объем продаж не снижался по тем же причинам, но он резко сократился в 2016-м. Выпуск автомобилей в Беларуси, исторически находившийся на не­значительном уровне, в 2014 г. увеличился более чем в 3,5 раза (до 9 тыс. единиц) благодаря наращиванию объемов сборки китайской марки Geely на предприятии СЗАО «БЕЛДЖИ». Производство мощностью 10 000 автомобилей в год по методу крупноузловой сборки расположено на площадях ОАО «Борисовский завод Автогидроусилитель», реконструированных в 2012 году. Собранные автомобили реализуются в Беларуси, России и Казахстане. В 2015 году выпуск СЗАО «БЕЛДЖИ» снизился, однако совокупный объем производства в стране вырос благодаря запуску сборки Peugeot и марок группы General Motors на предприятии ЗАО «ЮНИСОН». В 2016 г. компания также подписала меморандум о сотрудничестве в части сборки автомобилей с иранской Iran Khodro Company.

В Казахстане вслед за девальвацией тенге в 2015–2016 гг. наблюдалось сокращение объема продаж – с 163 тыс. машин в 2014 г. до 42 тыс. в 2016-м. При этом снижение в прошлом году было отчасти обусловлено введением утилизационного сбора и последовавшим за ним сокращением импорта.

Украина до 2014 года являлась крупнейшим автомобильным рынком СНГ. Но в результате продолжительной рецессии объем продаж легковых и легких коммерческих автомобилей с 2013-го к 2015 году сократился почти в 5 раз – до 50 тыс. единиц. В прошлом году был зафиксирован рост продаж на 38%. В дальнейшем, по мнению EY, рост может продолжиться, если не помешают таможенные и налоговые барьеры. Так, в начале 2016 г. были введены дополнительные пош­лины на российский и узбекский импорт, затем был снижен акциз на импортные автомобили (кроме российских). В перспективе ожидается отмена импортных пошлин на автомобили из других стран. Это повлечет рост продаж подержанных иномарок и спад на рынке новых автомобилей.

В то же время собственное производство в Украине тоже сократилось. Некоторые производители обанкротились, в т.ч. Кременчугский автозавод в 2014 г., осуществлявший сборку SsangYong и Great Wall. Для возобновления активности на автомобильном рынке необходимо восстановление механизма автокредитования и повышение покупательной способности населения, а также усиление государственной поддержки локальных производителей.

В Узбекистане в 2015–2016 гг. объем рынка легковых и легких коммерческих автомобилей пра­к­тически не изменился: 58 тыс. единиц. Девальвация узбекского сома в Узбекистане была не столь значительной, как валют в других странах СНГ, сохранилась положительная динамика реального ВВП (рост на 6% в 2016 году). Но производство автомобилей снизилось – с 249 тыс. единиц в 2014 г. до 94 тыс. в 2016-м. Основная причина – сокращение экспорта в РФ.

Такие тенденции свидетельствуют, что конкуренция на авторынке СНГ будет жесткой и не избежит проявлений протекционизма, несмотря на заключенные соглашения.

Автор публикации: Кирилл ПРУДНИКОВ