$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

Автопром на пороге перемен

25.03.2008

Предприятия автопрома Беларуси и России приступили к разработке концепции очередной программы дизельного автомобилестроения на 2009-2014 гг. Одновременно правительство Беларуси изучает предложения группы ГАЗ и ОАО «КАМАЗ» об участии в акционировании МАЗа.

В конце прошлой недели руководство Министерства промышленности Беларуси впервые подтвердило информацию о возможной приватизации МАЗа с участием российского капитала. Сообщения о таких планах в последние месяцы неоднократно появлялись из различных источников, однако опровергались чиновниками. «Не исключено, что у нас будет акционерное общество, мы сейчас работаем над этим, — заявил во время проведения «круглого стола» по вопросам союзного автомобилестроения замминистра промышленности Валентин Гуринович. — Мы получили предложения от ГАЗа и КамАЗа и сейчас изучаем их. Они хотели бы видеть МАЗ компаньоном, но предлагают не совсем приемлемые для нас условия». По мнению В.Гуриновича, к сближению предприятий автопрома Беларуси и России подталкивает конкуренция с мировыми производителями. «Если мы не найдем взаимопонимания, то можем оказаться на обочине — и МАЗ, и КамАЗ, и все остальные. Нам нужно искать точки соприкосновения, с тем чтобы совместно развивать отечественное машиностроение».

Стоит отметить, что руководство МАЗа очень неохотно комментирует ход переговоров с россиянами. Раньше факт их проведения и вовсе опровергался. Сейчас ссылаются на то, что переговоры идут на уровне правительств двух стран.

В интервью «ЭГ» технический директор МАЗа Александр Ракомсин напомнил, что решение по акционированию предприятия — в компетенции правительства и Президента. Он также отметил, что сейчас порядка 70% техники МАЗа поставляется на экспорт в Россию, что создает предпосылки для сотрудничества с россиянами по вопросам ценовой политики, сервиса, гарантии, лизинговых продаж и прочего.

Обратим внимание на то, что в последние годы КамАЗ набирает опережающие темпы в своем развитии по отношению к МАЗу. В прошлом году он выпустил более 50 тыс. автомобилей против 23,5 тыс. на МАЗе. Сейчас российское предприятие разрабатывает новую стратегию стоимостью в 1,5 млрд. USD, которая предполагает удвоение производства за 5 лет до 100 тыс. автомобилей. Планы белорусского производителя более скромные. В соответствии с Программой развития автомобильной отрасли Беларуси на 2007-2012 гг. производство автомобилей на ПО «Белавтомаз», где МАЗ является головным предприятием, к 2010 г. увеличат до 31 тыс. Ниже и инвестиционные возможности: за 4 года Белавтомаз (а это помимо МАЗа еще 6 предприятий) на модернизацию и создание новой техники планирует освоить порядка 220 млн. USD (см. «ЭГ» № 6 за 2008 г.). В сложившейся ситуации приходится выбирать: либо готовиться к нарастающей конкуренции со стороны КамАЗа, либо попытаться объединить производственные мощности двух предприятий.

Как считают некоторые эксперты, не стоит исключать и такого развития ситуации, когда после приобретения белорусского предприятия КамАЗ либо ГАЗ попытаются устранить его как конкурента. В практике мирового автопрома такое случалось уже не раз.

Надежда на союзные деньги

Независимо от того, состоится сделка по МАЗу или нет, сотрудничество продолжится в рамках очередной (3-й) союзной программы дизельного автомобилестроения на 2009-2014 гг. Уже начата работа над проектом документа. По словам главы представительства компании БелРусАвто в Беларуси Михаила Шалимо, стоит задача усовершенствовать механизм финансирования, в частности, выдачи льготных кредитов, выплата процентов по которым на две трети компенсировалась бы из бюджета Союзного государства. «Опыт нынешней программы показал, что механизм настолько сложный, что воспользоваться этой льготой не смогло ни одно предприятие», — отметил он, выступая на «круглом столе». По мнению эксперта, в новой программе должен быть сделан акцент на производство компонентов — автомобильной электроники. К активной работе в ближайшие годы могут быть привлечены белорусские предприятия «Экран», «Интеграл», «Камертон». Сейчас из представителей заводов сформирована рабочая группа.

Еще одно слабое место отечественного автопрома, требующее отражения в новой программе, — материалы. «Не секрет, что отечественные автозаводы отстают от западных. Мы сегодня работаем с материалами, которые созданы еще в первой половине прошлого века», — признался в своем выступлении гендиректор Минского завода колесных тягачей Геннадий Синеговский. БМЗ не удовлетворяет потребностей белорусских производителей автомобилей, а российские металлурги увлеклись другими коммерческими проектами. По его мнению, ситуацию можно изменить, наладив сотрудничество с российской университетской наукой, где есть специалисты в области автомобильных материалов, а также получив финансирование через союзный бюджет.

Объем средств, который может быть выделен в рамках очередной союзной программы, пока не уточняется. Замминистра промышленности В.Гуринович лишь оценил приблизительные потребности белорусских предприятий для проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). Для МАЗа это 10 млн. USD ежегодно, МЗКТ — 7-8 млн. USD, ММЗ — 5 млн. USD. По его мнению, такие деньги в ближайшие годы, конечно, выделены не будут, но на 30-50% от этой суммы рассчитывать можно.

Александр ГЕРАСИМЕНКО


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях