Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №92(2587) от 06.12.2022 Смотреть архивы

USD:
2.4532
EUR:
2.5673
RUB:
3.9491
Золото:
141.52
Серебро:
1.81
Платина:
80.37
Палладий:
151.28
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Авторынок в глубоком минусе и ждет весны

Фото: freepik.com

В этом году на автомобильном рынке происходят большие изменения. Касаются они как физических, так и юридических лиц. «ЭГ» выяснила у профучастников важные тенденции, которые стоит учитывать автовладельцам.

Прогноз развития

По данным официальной статистики, на балансе организаций сотни тысяч транспортных средств, а автопарк населения и вовсе включает миллионы легковых автомобилей. Всех автовладельцев интересуют изменения на авторынке, а они в этом году значительные.

По сведениям Белорусской автомобильной ассоциации (БАА), в августе рынок легковых автомобилей сократился на 83,9% по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года. Рост входящих цен (на десятки процентов) вкупе со снижением реальных доходов белорусских потребителей породил небывало резкое падение продаж на авторынке. Если в августе 2021-го было продано 3376 новых автомобилей, то в августе 2022-го — только 542.

Кроме того, дефицит машин в мире вкупе с санкционными ограничениями привел к быстрому сужению модельного ряда автомобилей. Если годом ранее автодилеры предлагали белорусам 112 новых моделей, то в августе 2022 г. только 36, и этот негативный тренд, по мнению участников рынка, пока сохранится.

varivoda.jpg
       Сергей Варивода

Согласно оценкам ассоциации, ожидаемый уровень продаж в ближайшие месяцы во многом будет определяться объемом реализации автомобилей Geely белорусской сборки. Без учета продаж оте­чественного производителя рынок вряд ли преодолеет рубеж в 500 легковых автомобилей в месяц, предполагают эксперты БАА.

Председатель правления БАА Сергей Варивода отметил в комментарии «ЭГ», что глубокое падение автомобильного рынка, очевидно, сохранится до марта 2023 г. включительно. Затем, вероятно, с апреля 2023 г. из-за эффекта низкой базы этого года мы увидим динамику рынка около нуля.

По его словам, участники рынка надеются, что после глубокого падения в будущем году начнется восстановление продаж на автомобильном рынке. Главные вопросы для всех: с какой скоростью это будет происходить и сколько времени потребуется, чтобы вернуть его до желаемого уровня?

Эксперт обратил внимание, что инфраструктура белорусского авторынка создана под ежегодные продажи около 50 тыс. легковых автомобилей (за январь-август 2022 г. в стране реализовано всего 11 764 но­вых авто).

«В 2019 г. мы имели приемлемый объем продаж. В этом году из-за глубокого снижения продаж автомобилей мы видим закрытые, а где-то еще и не открытые новые дилерские автоцентры даже в Минске», – констатировал С. Варивода.

mihnevich.jpg
          Сергей Михневич

Экс-глава Белорусской автомобильной ассоциации, директор компании «Активлизинг» Сергей Михневич также предполагает, что до весны будущего года ситуация принципиально не изменится и авторынок будет находиться в глубоком минусе.

Выход из глубокого минуса и восстановление авторынка можно ожидать не ранее весны 2023 г. и то при условии, что производители и дилеры смогут предложить клиентам достаточный ассортимент автомобилей по приемлемым ценам, подчерк­нул С. Михневич в комментарии «ЭГ».


Geely хватит всем, а импорт «пока есть»

Участники рынка отмечают, что ассортимент мог бы расшириться в случае упрощения процедур сертификации ввозимых автомобилей и запчастей к ним. Однако пока соответствующие решения не приняты, стоит ожидать, что модельный ряд новых импортных автомобилей будет ограничен.

При этом автомобили Geely белорусской сборки, судя по всему, смогут купить все желающие.

«Мы дадим в салонах достаточное количество автомобилей. По нашим планам все заявки дилерских центров будут выполнены», – рассказал «ЭГ» гендиректор «БелДжи Геннадий Свидерский.

sviderskii.png
      Геннадий Свидерский

Он также пояснил, что предприятие планирует в IV квартале 2022 г. существенно нарастить производство автомобилей и выпустить в октябре не менее 3000 машин.

По итогам сентября «БелДжи» рассчитывает произвести 1800 автомобилей, а в октябре для увеличения производства планирует перейти на работу в полторы смены. При этом около 80% автомобилей компания экспортирует. Точный объем реализации автомобилей Geely на белорусском рынке будет зависеть от внутреннего спроса, уточнил Г. Свидерский.

Как показал этот год, объем реализации автомобилей зависит от уровня цен. Быстрый рост последних в 1-м полугодии 2022 г. отрицательно сказывался на готовности физлиц приобретать автомобили.

Впрочем, в корпоративном секторе ситуация несколько отличается. Член правления Белорусской автомобильной ассоциации, управляющий ООО «Автопромсервис» (официальный дилер Renault, Lada, Nissan и Mitsubishi в Беларуси) Андрей Ткачев сообщил «ЭГ», что значительный рост цен на автомобили в 2022 г. на юрлицах сказался «в меньшей степени», чем на физлицах. 

«Замена парка в организациях в большей степени проходит планово и в основном привязана к окончанию гарантийного периода на эксплуатируемых автомобилях», — пояснил он.

И добавил, что на рынке сохраняются возможности для юрлиц обновить автопарк. На складах некоторых дилеров коммерческие автомобили (LCV) пока еще есть в наличии в достаточном количестве.

По словам А. Ткачева, благодаря совместным программам лизинговых компаний с поставщиками/производителями на авторынке доступны финансовые продукты с низкими ставками для приобретения транспортных средств. Юридические лица для покупки машин в основном используют в качестве финансирования лизинг с короткими сроками.

Рынок автофинансирования: новая реальность

Сложившаяся на рынке новых автомобилей ситуация прямо влияет и на рынок финансового кредитования. 

«Разумеется, рынок автолизинга также серьезно пострадал из-за ситуации на рынке новых автомобилей. По нашей оценке, лизинг транспортных средств просядет в этом году не менее чем на треть. В этих условиях лизинговые компании перестраиваются к новой реальности», – рассказал «ЭГ» С. Михневич.

Падение рынка автолизинга пытаются микшироваться путем переориентации на рынок автомобилей с пробегом, предлагая последние по ценам от 10 тыс. USD в эквиваленте. Кстати, тренд последних лет – увеличение доли лизинга в автофинансировании. Если до 2019 г. на фоне низких ставок транспортные средства часто приобретались в кредит, то с 2020 г. ситуация изменилась. Из-за ужесточения условий банковского кредитования автовладельцы стали отдавать предпочтение лизингу как инструменту финансирования покупки транспортных средств. В текущем году этот тренд сохранился.

«Преимущество автолизинга сейчас в том, что сроки предоставления автомобиля в лизинг несколько больше, а его стоимость может быть даже ниже. Лизинговые компании могут предложить клиентам по более низким ставкам финансирование, привязанное к инвалюте», – пояснил С. Михневич.

Страховщики поднимают тарифы

merzlyakova.jpg
      Ирина Мерзлякова

На рынке страхования сейчас также наблюдаются серьезные изменения из-за ситуации на авторынке.

В этом году, по данным Белорусской ассоциации страховщиков, из-за падения продаж новых автомобилей произошло заметное сокращение спроса на добровольное страхование транспортных средств (каско). Так, за 1-е полугодие 2022 г. по добро­вольному страхованию назем­ных транспортных средств было заключено 69 862 договора с юр­лицами и 31 469 – с физлицами (против 74 006 и 36 440 договоров соответ­ственно в первой половине 2021 г.).

Одновременно с этим, как рассказали «ЭГ» в ассоциации, в 1-м полугодии 2022 г. существенно выросли страховые выплаты по добровольным договорам автострахования. Произошло это в связи со значительным ростом цен на автозапчати. Дошло до того, что отношение страховых выплат к страховым взносам по добровольным договорам автострахования физлиц достигло 76,3%, а по таким же договорам юрлиц – 90,5%! Это рекорд.

Белорусский рынок автострахования из-за этого столкнулся с убытками. Так, генеральный директор Белорусской ассоциации страховщиков Ирина Мерзлякова рассказала, что в целом для страховой отрасли автокаско по итогам полугодия стало убыточным направлением деятельности. Соответственно, ряд компаний уже повышают тарифы на автострахование.

Тем не менее некоторые страховщики пока не увеличивают тарифы на автокаско, а занимаются даже демпингом. 

«Наверное, автовладельцам стоит настороженно относиться к тем страховым продуктам на рынке добровольного страхования, стоимость по которым не повышается, а даже занижается. В данном случае тариф неадекватен объему рисков», – отметила И. Мерзлякова.

По мнению эксперта, страховые компании, которые реально собираются исполнять обязательства по договорам автокаско, не могут не реагировать на рост стоимости автозапчастей.

Поэтому стоимость автострахования должна повышаться, страховщики это уже видят. Для безубыточной деятельности страховых компаний рост тарифов на автокаско – безальтернативный путь, и участники рынка с этим соглашаются.

Использование материала без разрешения редакции запрещено. За разрешением обращаться на op@neg.by
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by