$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

АВТОМОБИЛЬНЫЙ РЕКОРД©

21.02.2014

и утилизационный барьер

Рынок новых легковых и коммерческих автомобилей в Беларуси в 2013 году вырос на 40%, до 28,8 тыс. шт. и достиг 1 млрд. USD. В частности, было продано 23 991 легковая машина и 4816 коммерческих (рост на 33 и 3,3% соответственно). Об этом сообщил на пресс-конференции директор официального импортера Volkswagen в Беларуси «Атлант-М Фарцойгхандель», председатель Белорусской автомобильной ассоциации Сергей МИХНЕВИЧ.

По оценке БАА, основными факторами, оказавшими позитивное влияние на автомобильный рынок, стали стабилизация экономики и снижение ставки рефинансирования, рост покупательной способности населения, а также — девальвация российского рубля, позволившая импортерам снизить цены на автомобили, поставляемые из России.

Растущее количество конкурентных моделей в различных сегментах вынуждало дилеров конкурировать не только на уровне имиджа, но и на уровне цены, снижение которой происходило за счет сокращения дилерской маржи, что сделало автобизнес не таким прибыльным, как это было 3--5 лет назад.

Возглавил рейтинг продаж Volkswagen, расширивший свою рыночную долю до 13,6%. На 2-ю позицию поднялся Renault (12,4%), обогнав АвтоВАЗ, который с 1-го места в 2012 г. (14,3% рынка) опустился на 3-е (9,4%). Нарастили свои доли рынка Kia (8,4%) и Skoda (6,7%). В 20 лидеров вошел и белорусский проект Geely, заняв предпоследнее 19-е место с 407 проданными автомобилями (1,4% рынка).

В целом продажи российских автомобилей в прошлом году снизились на 7% к уровню 2012 г., до 5628 единиц. А вот реализация импортных машин выросла на 59%, до 23 182 ед. По мнению С.Михневича, снижение продаж российских брендов у нас можно связать с тем, что во втором полугодии страна столкнулась с кризисом платежей. Поскольку российская техника наиболее популярна среди юридических лиц государственной формы собственности, то возможно, что проблемы с продажами этой техники связаны с финансированием госпрограмм. «Видимо, был введен запрет на приобретение автомобилей. Что касается популярности этих автомобилей у физических лиц, то мне кажется, она не очень менялась», — предположил эксперт.

Основная конкуренция разворачивалась в сегменте бюджетных автомобилей. Здесь заметно возросли поставки из РФ: их доля увеличилась с 8,5% в 2011 г. до 30% в 2013-м. Среди форматов самая острая борьба за внимание покупателей развернулась между седанами и «паркетниками». Наибольшим спросом пользовались модели Renault, отмечает С.Михневич. Фольксвагену кроме Polo Sedan в этом сегменте нечего было предложить. Но и этой модели оказалось достаточно, чтобы опередить конкурентов более чем в 2 раза и удержать лидирующие позиции. Renault себя позиционирует как бюджетный автомобиль в бюджетном сегменте — это как раз тот спрос, который сегодня является растущим, такая тенденция сохранится и в 2014 г. Volkswagen намерен конкурировать в этом сегменте — ожидаются поставки машин из России по доступным ценам, в т.ч. Tiguan и Jetta. «В ближайшие годы лидером на рынке будет тот, кто сумеет в бюджетном сегменте быть лучшим как по моделям, так и по ценам», — уверен председатель БАА.

Легковые

vs коммерческие

В сегменте новых легковых автомобилей лидирует компания Renault — 3305 шт. (13,8%), а на 2-м — Volkswagen — 2925 шт. (12,2% рынка), причем самыми популярными моделями были бюджетный паркетник Renault Duster (1375 шт.) и VW Polo (2029 шт.). На 3-м месте — Kia Rio (1322 шт.), 4-м — Hyundai Accent (899 шт.). Фаворит прошлых двух лет Renault Logan не попал даже в 20-ку лучших. «ВАЗ-Нива» опустилась на 6-е место, ВАЗ-Приора — на 10-е.

Традиционно одними из самых быстрорастущих оказались классы АО (21,2%), А (121,3%) и SUV (76,3%). При этом наиболее популярный класс АО, охватывающий большинство бюджетных автомобилей, вырос всего на 21,25% (7660 ед.), тогда как в 2012 г. он увеличился на 60,8%. По-видимому, рынок бюджетных автомобилей близок к точке насыщения.

Гораздо медленнее рос сегмент коммерческих автомобилей: всего на 3,3% по сравнению с 2012 г. Продажи GAZ снизились на 10,7%, а UAZ — выросли на 10,3%. Значительно увеличились продажи автомобилей Ford (+35,5%), Renault (+47,8%), Fiat (+42%), Volkswagen (+12,3%).

Перекресток предпочтений

По оценкам автодилеров, в прошлом году покупатели отдавали предпочтения автомобилям с бензиновым двигателем, со средней линейкой оснащения, цвета серебристый металлик. Автомобилей с бензиновым двигателем было продано втрое больше, чем с дизельным. Это объясняется тем, что между ними сократился разрыв в ценах из-за роста таможенных платежей и изменения правил взимания НДС. К тому же подорожало дизтопливо. Тем не менее дизельные автомобили выбирают в основном юрлица, для которых первоочередным фактором является стоимость владения.

По мнению С.Михневича, в 2013 г. объем рынка в денежном выражении достиг исторического максимума. В текущем году можно ожидать дальнейшего роста примерно на 15%, до 35 тыс. шт., или 1,15 млрд. USD. Автодилеры надеются, что не произойдет шока как в 2011-м, а драйвером роста может стать, в частности, Указ от 6.02.2014 № 64 «Об утилизационном сборе в отношении транспортных средств», который делает подержанную технику более дорогой и менее доступной для наших граждан, а следовательно, повышает привлекательность новых автомобилей.

С.Михневич полагает, что январская девальвация российского рубля сделала более доступными автомобили лишь временно. Известно, что некоторые мировые автокорпорации уже разослали своим дилерам указание о повышении цен на 5–10%. Таким образом, ситуация выровняется. Нашему покупателю всегда хочется сделать покупку дешевле, и такие ситуации возникают, когда российские дилеры разгружают свои склады, а рынок у наших соседей сокращался, как, например, в прошлом году, напомнил С.Михневич. Когда рынок переоценен производителями и импортерами, выгодно покупать машины в России, но этот период всегда ограничен моделями, количеством, временем.

Второй фактор — это разница в НДС, который в Беларуси на 2 процентных пункта выше, чем РФ, что, как считает руководитель БАА, достаточно много. В-третьих, с появлением Указа № 64 у нас, как и в России вводятся пониженные таможенные пошлины. Для некоторых машин, например, премиальных брендов стоимостью более 40 тыс. USD, введение утилизационного сбора является меньшим злом, чем таможенной пошлины. В России машины стоимостью до 100 тыс. USD имеют преимущество перед ценовым предложением белорусских компаний, т.к. там импортеры платят пошлину на 5% меньше. Например, для автомобиля стоимостью 60 тыс. USD, 5-процентная экономия на пошлине составила 3 тыс. USD, а утилизационный сбор — до 1 тыс. USD (при небольшом объеме двигателя). Все эти факторы вместе и создавали ценовую разницу. «Но белорусские автодилеры не допустят, чтобы машины у нас были кардинально дороже, чем в России, — уверяет С.Михневич. — Снижая свою доходность, добиваясь ценовых уступок от производителей, мы будем адаптировать цены также, как после введения НДС».

По ухабам протекционизма

Введение утилизационного сбора видится игрокам авторынка скорее протекционистской мерой, чем технической. «Беларусь вынуждена была ввести его под давлением России, — считает руководитель БАА. — Это вынужденная мера, выкачивание денег из кармана наших граждан в бюджет РФ. На российском рынке вся белорусская техника будет облагаться утилизационным сбором, и, чтобы она была конкурентоспособной, производители должны снижать цены, по сути — дарить деньги российскому бюджету. Эти расходы надо как-то возместить. Вероятно, это придется делать импортерам». При этом, если физлица будут платить символические 60–100 USD, то юрлица, ввозящие новую технику, — от 800 до 3,5 тыс. USD в зависимости от объема. Кроме того, им еще придется уплатить НДС. Например, в совокупности утилизационный сбор (800 USD) и доплата НДС увеличивают расходы покупателя на 960 USD. Примечательно, что на машины, ввозимые из дальнего зарубежья, цены почти не изменятся (из-за снижения таможенной пошлины), а вот машины, ввозимые из (через) РФ, а также изготовленные в СНГ, — подорожают. При этом большинству юрлиц, ввозящих подержанную технику, придется свернуть деятельность, т.к. величина сбора на нее будет в 5 раз выше, чем для новых автомобилей. Например, до 20 тыс. USD будут доходить суммы по внедорожникам с большим двигателем. Поэтому такой бизнес может уйти в тень, и сделки будут совершаться только между физическими лицами.

Сама идея утилизации правильная, признает С.Михневич. Любой импортер должен откладывать на нее определенную сумму. Во всех развитых странах работает такая система, но изъятия там на порядок ниже. Если бы наше государство собирало деньги только на утилизацию ввозимой техники, то их понадобилось бы значительно меньше, чем нынешний утилизационный сбор. Остается надеяться, что снизить его заставит ВТО, тем более что сбор уплачивается как с собственной, так и с импортной техники, так что логики в нынешних ставках нет. «Мы анализировали ситуацию в Европе, консультировались с «Белвторчерметом», — объясняет С.Михневич, — и пришли к выводу, что для утилизации вполне достаточно 100–150 EUR». Обычно в любой стране утилизируется до 6% автопарка в год. Таким образом, если предположить, что в Беларуси имеется около 3 млн. автомобилей и граждане меняют их столь же часто, как в ЕС, то теоретически понадобилась бы утилизация около 180 тыс. шт. в год. Однако в реальности эта цифра втрое ниже.

Оксана КУЗНЕЦОВА


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях