$

2.1058 руб.

2.4041 руб.

Р (100)

3.1947 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Транспорт

АВТОМОБИЛИСТОВ ПОСЛАЛИ НА ТРИ БУКВЫ: НДС©

20.01.2012

Принятие Указа от 17.01.2012 № 36 «О внесении изменений и дополнения в указы Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2005 г. № 546 и от 4 апреля 2009 г. № 175» буквально взорвало автомобильный рынок республики, и без того стагнирующий после введения в рамках Таможенного союза огромных импортных ввозных пошлин. Теперь для белорусов собственный автомобиль станет поистине роскошью.

 

Новым документом отменяются льготы по НДС при ввозе и при реализации ввезенных транспортных средств юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в коммерческих целях. Теперь для них будет применяться стандартная ставка НДС в размере 20%. Кроме того, отменяется порядок взимания НДС с использованием в качестве налоговой базы разницы между ценой приобретения и ценой реализации автомобиля через дилерские сети. Налоговой базой для исчисления НДС будет являться вся стоимость автомобиля.

 

Порядок взимания НДС с использованием в качестве налоговой базы разницы между ценой приобретения и ценой реализации автомобиля (по аналогии с РФ) сохраняется при приобретении транспортных средств у физических лиц. В результате при приобретении дилерами легковых автомобилей у граждан на территории Беларуси для последующей перепродажи налог будет исчисляться и уплачиваться с разницы между ценой покупки и ценой продажи, что, как полагают власти, не повлияет на ценовые предложения рынка подержанных автомобилей.

 

В официальном пресс-релизе отмечается, что Указ № 36, вступивший в силу с 18 января, принят в целях выравнивания условий налогообложения легковых автомобилей на едином рынке стран Таможенного союза и выполнения условий выделения Республике Беларусь стабилизационного кредита из средств Антикризисного фонда ЕЭП. Однако, по мнению председателя правления Белорусской автомобильной ассоциации Сергея Михневича, это решение несправедливо: Указ выравнивает процедуру взимания НДС, но не экономические условия. Ведь если в нашей стране ставка НДС — 20%, то в России — 18%, а в Казахстане — вообще 12%. К тому же нужно учитывать разный уровень закупочных цен у импортеров и розничных цен у дилеров — в РФ более низкий. Разница по большей части модельного ряда ведущих брендов составляет от 5% до 25%. Но главное различие — в доходах населения. У нас из-за прошлогодней девальвации средняя зарплата более чем вдвое ниже, чем у партнеров по Таможенному союзу. По данным БАА, продажи белорусских автодилеров РБ в 2011 г. составили 14 тысяч автомобилей, а в РФ — порядка 2 млн. Таким образом, наш автомобильный рынок составляет менее 1% от российского и не может влиять на него каким-либо образом, считает С.Михневич. В придачу, в отличие от соседей, в Беларуси сегодня нет возможности привлечь дешевые кредитные ресурсы для финансирования закупки автомобилей по импорту.

 

А потому, считает С.Михневич, ставка НДС на ввоз и реализацию новых автомобилей должна составлять 10%, а уплачивать налог следует со всей стоимости автомобиля, как и в РФ. Это позволило бы выполнить условия по отмене льготы и одновременно нивелировать ценовые разницы, существующие в двух странах.

 

Белорусские автодилеры отреагировали мгновенно, повысив, вопреки официальному пресс-релизу, цены уже с 18 января. При этом, как заявил журналистам заместитель председателя Белорусской научно-промышленной ассоциации, директор ООО «Китайские автомобили» Сергей Варивода, изменение порядка взимания НДС от цены реализации приведет к удорожанию автомобилей на 14–17%. По его словам, конкретный размер увеличения цены при сохранении прежней маржинальности дилера зависит от разницы между ценами реализации и приобретения автомобиля. Чем больше была наценка, тем меньше скажется на цене новый порядок взимания НДС.

 

По мнению С.Вариводы, подорожание коснется и легких коммерческих автомобилей полной массой до 5 т. Это транспортные средства категорий № 1 и частично № 2, включая пикапы, в т.ч. с закрытым кузовом (почти 1,5% от продаж легковых автомобилей), автомобили-фургоны, легкие грузовики, продажи которых по итогам 2011 г. составляли более 2,5 тысяч единиц.

 

Сохранение льготы по акцизам при импорте автомобилей ситуацию не улучшает — доля этого налога в розничной цене легковых автомобилей составляет десятые доли процента.

 

Таким образом, для отечественного автобизнеса наступают тяжелые времена. В БАА прогнозируют, что следствием принятия Указа № 36 станет еще большее падение покупательной способности населения, а также продаж автодилеров более чем на 20% к уровню 2011 г. Произойдет отток части покупателей в РФ и Казахстан и, как следствие, отток валюты и налоговых поступлений от реализации из бюджета нашей страны в бюджеты соседних стран, рассказал С.Михневич.

 

Белорусам придется ездить за автомобилями в Россию, где они производятся и теперь будут дешевле. По сообщениям СМИ, сразу после выхода Указа некоторые автодилеры сразу начали сворачивать свои рекламные кампании, запланированные на январь и февраль.

 

Указом № 36 также внесены изменения в Указ от 4.04.2009 № 175 «О мерах по развитию производства легковых автомобилей», согласно которым «в целях создания равных условий налогообложения» ввозимых и производимых в Беларуси легковых автомобилей отменяется льгота по НДС в отношении транспортных средств, произведенных юридическими лицами и реализованных в Республике Беларусь. По официальной версии это не приведет к ухудшению инвестиционных условий для организации производства автомобилей на территории Беларуси, поскольку при экспорте применяется нулевая ставка НДС, а льготы по НДС в отношении ввозимого технологического оборудования и автокомпонентов сохраняются. В целом это должно стимулировать инвесторов к открытию производства автомобилей на территории Беларуси с последующей их реализацией на рынке Таможенного союза.

 

Правда, до сих пор стимулов хватило лишь для сборки в мизерных количествах «Самандов». Пока наши чиновники рассуждали о массовом выпуске собственных легковушек, в России открылись сборочные производства большинства известных мировых брендов. Этому способствовали два обстоятельства: интерес западных автоконцернов к перспективному рынку и жесткая протекционистская политика Москвы. При этом Россия в рамках Таможенного союза навязала условия, которые сводят почти к нулю шансы Беларуси и Казахстана на собственное производство. Напомним, россияне допускают льготы на ввоз комплектующих в Таможенный союз только при условиях производства 300–350 тыс. машин в год через 4 года с начала действия соглашения, создания научно-технических центров, установки на 30% машин местных двигателей и доведения локализации по компонентам до 55–60%. Западные компании и ВТО это устраивает, а вот возможность конкуренции со стороны партнеров по ТС практически исключает. В результате к 2020 г. в России будут выпускать более 2 млн. легковых автомобилей в режиме промышленной сборки. А белорусам придется покупать машины у восточных соседей — если, конечно, деньги найдутся.

 

Вадим ЛЕБЕДЕВ

 

Справка «ЭГ»:

 

В России в 2011 г. выпущено более 1,7 млн. автомобилей. Из них более 800 тыс. — под брендами Renault, Volkswagen, Audi, BMW, Opel, Skoda, Chevrolet, Ford, Kia, Hyundai, SsangYong, Peugeot, Citroen, Mitsubishi, Toyota, Nissan.

 

В то же время, по данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), за 12 месяцев в России было реализовано 2 653 408 легковых и легких коммерческих автомобилей — на 39% больше, чем в 2010-м. Таким образом, 65% проданных машин — российского производства.