Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №5 (2502) от 21.01.2022 Смотреть архивы
USD:
2.5752
EUR:
2.9187
RUB:
3.3594
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

АВТОМАТИЗАЦИЯ БИЗНЕСА:

что важно знать и учитывать при выборе системы...
что важно знать и учитывать при выборе системы

Выбирая систему автоматизации, руководители вынуждены решать весьма нелегкую задачу. На рынке Беларуси представлен широкий спектр автоматизированных систем управления предприятием (АСУП). При этом задачу усложняет: а) отсутствие квалифицированных и опытных консультантов, разбирающихся одновременно и в бизнес-процессах, и в информационных технологиях; б) слабое или формальное следование международным стандартам качества многими разработчиками; в) множество "подводных камней", скрытых внутри каждого решения, о чем поставщики, как правило, умалчивают. При выборе компании-разработчика АСУП важно учесть все ключевые собственные потребности в автоматизации, включая перспективные, и соотнести их с возможностями и особенностями систем - функциональными и техническими.

В этой связи для потенциальных заказчиков АСУП  полезно будет ознакомиться с классификацией АСУП в целом, и с классификацией и ключевыми особенностями группы корпоративных информационных систем (КИС) в частности.

В целом можно выделить три группы АСУП.

Первая - автоматизированные системы управления технологическим процессом (АСУТП). Их отличительная особенность - исключительно капиталоемкая материальная база: - датчики, контроллеры, устройства ввода информации, что затрудняет постоянное совершенствование таких систем на предприятии. Они имеют большее отношение к технике, чем к экономике.

Вторая - системы поддержки принятия решений (СППР). Она довольно разнородна. Поэтому в ее рамках целесообразно выделить лишь наиболее распространенные продукты, присутствующие на белорусском рынке. В частности, наиболее известным разработчиком таких систем, предназначенных для описания бизнес-процессов предприятия, их оценки и реинжиниринга, является компания Ориент-Софт. Широко распространены на белорусском рынке также пакеты автоматизации отдельных управленческих функций: управления проектами, маркетинга, аудита, логистики, разработанные российской компанией ПроИнвест Консалтинг (Project Expert, Marketing Expert). В области автоматизации маркетинговой деятельности и стратегического менеджмента известны также продукты Касатка и Касатка-2, разработанные белорусско-американской компанией SBI.

Третья -  корпоративные информационные системы (КИС). Включает в себя множество различных систем, как простых, так и сложных. Классификация основных КИС, представленных на нашем рынке, представлена в табл. 1.

В группе КИС используется 5 видов стандартов (по возрастанию сложности):

- IC (Inventory Control) - системы складского и материального учета;

- MRP (Material Requirements Planning) - системы планирования потребности в материалах для производства;

- MRP-II (Manufacturing Resource Planning) - системы, позволяющие планировать все производственные ресурсы предприятия (сырье, материалы, оборудование, персонал и т.д.);

- ERP (Enterprise Resource Planning) - системы, объединяющие все ресурсы предприятия (а не только производственные), таким образом добавляя управление заказами, финансами и т.д.;

- CRM (Customer Relationship Management) - это направленная на построение устойчивого бизнеса концепция и бизнес-стратегия, ядром которой является "клиенто-ориентированный подход". Данная концепция кроме реализованных в стандарте ERP функций охватывает также и взаимодействие с клиентами: оформление наряд-заказа, техзадание, поддержку заказчика на местах.

Большинство современных КИС позволяют решать все важнейшие функциональные задачи: 1) ведение бухгалтерского учета; 2) управление финансами предприятия (включая учет затрат в разрезе экономических элементов, анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия, финансовое планирование, финансовый контроль); 3) управление товарно-материальными потоками; 4) управление персоналом; 5) управление взаимоотношениями с клиентами и партнерами; 6) ведение внутрифирменного документооборота и другие функции.

Очень важно, чтобы в программах была заложена возможность увязать финансовую деятельность с другими функциональными областями бизнеса - в этом случае значительно упрощается работа финансового директора, т.к. свою часть финансовой деятельности смогут выполнять на местах другие функциональные менеджеры (по работе с персоналом, по производству, логистике, маркетингу и сбыту).

При выборе автоматизированной системы управления предприятием кроме функциональных возможностей АСУП не менее важен учет технических особенностей системы.

Большую роль в новых условиях организации производства приобретает координация бизнес-процессов предприятий, связанных между собой договорными отношениями и географически распределенных, кем бы они друг для друга не являлись: покупателями, поставщиками, партнерами, связанными другими типами отношений, или разными филиалами одной компании. Важной тенденций изменения бизнес-среды предприятий в современных условиях можно назвать усиление специализации и передачу непрофильных функций сторонним субподрядчикам. Потребность в информационном обеспечении данных процессов вызвала бурное развитие новых стандартов построения АСУП, основанных на интеграции систем управления предприятия с внешними (и распределенными внутренними) пользователями (в частности, CRM). Разработанные первоначально как системы, необходимые для организации территориально распределенной работы международных корпораций, многие из этих стандартов нашли свое применение и в построении решений для управления коллективной работой средних и малых предприятий. Для того чтобы предприятие оставалось конкурентоспособным, его АСУП должна обладать следующими возможностями:

- упростить коммуникации между пользователями, находящимися в территориально отдаленных точках;

- обеспечивать качественную коллективную работу: над корпоративными планами, их согласованием и принятием; взаимодействия по поводу их исполнения, контроля и оперативных корректировок;

- обеспечивать доступ к базам данных предприятия внешних пользователей (клиентов, партнеров) через Интернет;

- иметь достаточно высокий уровень надежности и безопасности: конфиденциальная информация должна быть надежно защищена даже в условиях открытости систем и интеграции их с внешней средой.

Работу финансового директора это облегчает тем, что переносит работу с локальными финансовыми функциями и информацией на линейных менеджеров, освобождая финдиректора от необходимости работать с большим количеством первичной информации и прививая линейным менеджерам стоимостное мышление и финансовую дисциплину.

Локальные системы автоматизации, не обеспечивающие реализации перечисленных возможностей, служат препятствием к внедрению новых форм ведения бизнеса. Это наиболее часто встречающаяся причина "торможения" инноваций и изменений в бизнес-процессах, с которой сталкивался автор настоящей статьи при анализе унаследованных предприятиями-заказчиками систем автоматизации. Внедрение же АСУП, обеспечивающей тесную интеграцию предприятия - как внутреннюю, так и с внешними пользователями, - упрощает задачу и снижает трудозатраты на привлечение новых выгодных клиентов, на обеспечение роста продаж; способствует появлению новых деловых партнеров, изменению структуры компании и поэтому является не чисто технической проблемой, а стратегическим фактором обеспечения конкурентоспособности предприятия. Успех практической реализации перечисленных возможностей АСУП во многом зависит от возможности интеграции системы с другим бизнес-ориентированным программным обеспечением.

Для обеспечения возможности тесной интеграции АСУП предприятия с внешней средой необходимо специализированное программное обеспечение, позволяющее координировать работу частей корпорации, расположенных в территориально удаленных точках, и работу с партнерами фирмы. Различные разработчики используют разные подходы к реализации данной функции.

1. Разработчики крупных корпоративных систем (например, SAP) создают собственную универсальную среду функционирования своих систем, позволяющую им работать под любыми операционными системами, как на персональных компьютерах, так и на мэйнфреймах. Подобные системы имеют высокую стоимость и требуют длительного времени на внедрение и обучение персонала, поэтому доступны только крупным компаниям. Про функционал этих продуктов говорить практически бесполезно: самые сильные из них "умеют практически всё", как выразился один специалист - "если кто-то что-то пишет для SAP, то он просто не знает, где такая функция в SAP уже реализована".

2. Продукты Microsoft Business Solutions имеют очевидное преимущество в том, что они тесно интегрированы с другими продуктами компании Microsoft. Это, конечно, сильное конкурентное преимущество, ведь наш рынок в отличие от западного исторически привык  работать с офисными продуктами Microsoft. Затраты на внедрение данных продуктов и обучение персонала значительно ниже по сравнению, например, с продуктами компании SAP, и, хотя их стоимость также высока, они доступны уже гораздо большему числу предприятий: если SAP в Беларуси могут позволить себе единицы, то предприятий, объективно способных позволить себе продукты, например, Microsoft Axapta, и при этом довести до конца их внедрение - таких уже, возможно, не одна сотня.

3. Продукты ведущих российских компаний-разработчиков АСУП, например 1С и Галактика, значительно ниже в цене по сравнению с MBS и, естественно, SAP, но и уступают им в части реализованных технических возможностей. Хотя их функционал также очень широк. Весьма редуцированно в данных системах реализован лишь стандарт CRM, и они слабо приспособлены к распределенной работе. Следует, однако, отметить, что данные системы наиболее широко распространены на отечественных предприятиях и учитывают большой спектр их потребностей, а также специфики отечественного рынка и законодательства. К тому же они динамично развиваются, поэтому в будущем можно ожидать их дальнейшего совершенствования.

4. В АСУП, построенных на платформах класса "collaboration software" (ПО для обеспечения сотрудничества) из технических функций хорошо обеспечен доступ к внешним и распределенным базам данных, например к данным системы учета; распределены права доступа в сети Интранет и Интернет. Эти системы технически способны обеспечить интеграцию распределенной среды через реализацию стандарта CRM. Их приобретение оптимально для компаний, имеющих потребность в организации внутреннего коллективного сотрудничества, слаженной работы филиалов, оперативных взаимоотношений с клиентами и партнерами. Например, эти платформы пользуются популярностью у самих фирм-"автоматизаторов" для организации их собственной деятельности. Однако широкая бизнес-функциональность подобных продуктов встречается очень нечасто.