$

2.0884 руб.

2.4436 руб.

Р (100)

3.1453 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Промышленность

Автобус за облигации

18.10.2016

Белорусские власти находят новые креативные решения для увеличения внутреннего спроса и поддержки госсектора. При этом изыскиваются такие способы финансирования, которые позволяют формально обойти любые нормативы и претензии зарубежных кредиторов.

Например, Совмин постановлением от 11.10.2016 № 811 вдруг рекомендует облисполкомам обеспечить приобретение в 2016–2017 гг. у ОАО «Промагролизинг» по договорам финансового лизинга 386 автобусов МАЗ-241, произведенных на Минском автозаводе. Счастливыми лизингополучателями должны стать юрлица – структурные подразделения местных органов власти, а также предприятия с долей коммунальной собственности 50% и более, в т.ч. занимающиеся пассажирскими автомобильными перевозками.

Рекомендация сопровождается конкретной росписью – кому сколько автобусов брать. Так, Брестскому и Могилевскому облисполкомам предстоит распространить в текущем и следующем году по 36 машин, Витебскому – 135, Гомельскому – 46, Минскому – 133. Всего получается 128 автобусов в этом году и 258 – в 2017-м на общую сумму свыше 41,3 млн. BYN.

Лишних денет на это, разумеется, ни в республиканском, ни в местных бюджетах нет. До недавнего времени подобные операции кредитовались Банком развития в порядке, предусмотренном Указом от 2.04.2015 № 146 «О финансировании в 2015–2016 годах закупки современной техники и оборудования» сроком на 8 лет под 7,5% годовых, а для АПК – вообще без взимания процентов. Но ресурсы Банка развития не беспредельны, а на очередную порцию субвенций в казне средств не предусмотрено. Потому нашлось новое весьма перспективное решение.

Правительством Банку развития предложено выпустить в текущем году облигаций (в пределах лимита объема облигаций, установленного законодательством) на 13,7 млн. BYN (т.е. на всю требуемую в текущем году сумму) с доходностью в размере ставки рефинансирования Нацбанка. Эти бумаги предложено приобрести страховым организациям (в постановлении № 811 не уточняется, каким именно), в т.ч. за счет средств страховых резервов.

Надо полагать, данные предложения относятся к категории тех, от которых нельзя отказаться. А потому можно не сомневаться, что коммунальные предприятия получат автобусы (независимо от того, нужны ли они им), а их производитель – загрузку своих производственных мощностей и разгрузку складов (что ему насущно необходимо). В свою очередь, страховые компании инвестируют деньги (собственные и своих клиентов) в исключительно перспективные финансовые инструменты, а страна получит вожделенный рост ВВП и объемов фондового рынка.

Заметим, что, по данным Белстата, за 7 месяцев т.г. в республике было произведено 617 автобусов – в 1,6 раза больше, чем в январе–июле 2015 г. Однако ранее их выпуск упал с 2341 в 2013 г. до 881 в 2015-м. Так что для восстановления объемов все средства хороши. Правда, в конечном итоге эти средства в очередной раз вынут из карманов налогоплательщиков.

Дмитрий КОРШУНОВ

– А вы бы на свои катались! – запальчиво кричал шофер. – На собственные деньги!

При этих словах должностные лица юмористически переглядывались и запирали окна. Катанье в машине на свои деньги казалось им просто глупым.

И. Ильф. Е. Петров «Золотой теленок»