$

2.1028 руб.

2.4584 руб.

Р (100)

3.1371 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

Автобизнес ищет новые ниши

09.12.2008

     Потребительское кредитование, за счет которого приобреталось до 85% новых машин, теперь значительно сократилось, а с ним — и количество продаж. Импортеры автомобилей ищут новые сферы приложения сил.

     По словам председателя правления Белорусской автомобильной ассоциации (БАА) Сергея Михневича, мировой финансовый кризис привел к тому, что даже если банки и соглашаются выдать потребительский кредит, то под неподъемные проценты — от 20% до 25% годовых. Из-за резкого скачка стоимости заема покупатели зачастую не могут выкупить уже заказанный товар, который в итоге остается на складах.

     Осложняет положение и то, что сами импортеры при завозе автомобилей в страну вынуждены отдалживать деньги у банков. Вернуть эти средства с каждым днем становится все сложнее и сложнее — продажи значительно упали. В качестве примера может служить реализация Volkswagen. Если в октябре представители компании продали 670 машин, то в ноябре эта цифра снизилась на 100 единиц.

     По мнению специалистов, подобная ситуация в будущем может привести к массовым сокращениям в отрасли, а ведь только в компаниях, входящих в БАА, трудится более 3,5 тыс. человек.

    Исправить положение можно было бы за счет расширения сфер деятельности профильных компаний, но сделать это в рамках действующего законодательства сложно, считает С.Михневич. Например, нет смысла устанавливать запчасти на собственных сервисных центрах. Согласно постановлению Минэкономики от 10.09.2008 № 183 «Об утверждении Инструкции о порядке формирования и применения цен и тарифов» комплектующие, которые приобретаются у импортера, при установке в СТО реализуются только по цене приобретения у производителя (или поставщика). Никакого навара с них получить нельзя.

    Другой возможный путь оживления работы компаний — выход на рынок продаж подержанных машин, которыми сегодня, за редким исключением, торгуют физлица. Покупают иномарки белорусы с размахом — из 990 млн. USD, истраченных в нынешнем году на их приобретение, 430 млн. выложили из собственных кошельков наши соотечественники. Причем 85% таких покупателей отдали предпочтение автомобилям с пробегом и лишь 15% приобрели новые.

    Отметим, что в дальнейшем такие автомобили свободно перепродаются уже внутри РБ. Легкость ведения дел в данном «теневом» сегменте позволила рынку механического секонд-хэнда расцвести. Всего в республике стоит на учете порядка 2,5 млн. автомобилей. По оценкам специалистов, среднестатистический владелец обновляет парк один раз в 4,5-5 лет. Выходит, что каждые 12 месяцев в РБ совершается не менее 500 тыс. сделок купли-продажи новых и подержанных автомобилей Если взять за единицу отсчета среднюю «маржу» с каждой сделки (она составляет примерно 500 USD), то выходит весьма приличная сумма. Сегодня эти деньги попадают в карман частным перекупщикам, которые своими доходами с государством не делятся.

    Представители БАА отмечают, что этот бизнес могли, причем на более высоком уровне, вести сами дилеры. «Мы могли бы приобретать подержанные машины у граждан, обновлять их и продавать немного дороже, но зато с гарантией и возможностью дальнейшего сервисного сопровождения. В таком случае бюджет получил бы дополнительные средства», — подчеркнул С.Михневич.

    Воплощению данных планов в жизнь мешают правила начисления НДС при продажах автомобилей, приобретенных на внутреннем рынке. В свое время Указ главы государства от 24.11.2005 № 546 «О некоторых вопросах налогообложения товаров, перемещаемых через таможенную границу Республики Беларусь» произвел революционные преобразования в сфере автобизнеса, уравняв условия ввоза и реализации товаров между юридическими и физическими лицами. Однако в документе не прописаны права и обязанности субъектов хозяйствования, не имеющих статуса импортера. В результате при вторичной перепродаже завезенных из-за рубежа машин начисление НДС производится в полном объеме. Эти дополнительные 18% делают бессмысленным покупку компанией машины у одного гражданина и перепродажу ее другому после ремонта — затраты не окупятся.

    Точно так же региональные дилеры не могут напрямую приобрести товар у столичных «головных» компаний. Им приходится брать авто на комиссию, что лишает торговцев из глубинки возможности получать с клиентов предоплату, заказывать для них индивидуальную комплектацию, а значит, сужает возможности сбыта.

    В результате не развивается и так называемый рынок «Трейд-Ин», который отлично работает на Западе и позволяет клиентам автосалонов через несколько лет сдавать свою машину и с доплатой приобретать новую.

    По словам специалистов, если бы НДС взимался только с добавочной стоимости (вышеупомянутых 500 USD прибыли), всем было бы гораздо удобнее. И клиентам, получавшим обновленный товар с гарантией, и государству, которое собирало бы дополнительные налоги, и дилерам, у которых появилось бы больше возможностей для эффективной деятельности.

Эдуард ТРОШИН