$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Транспорт

Авто в кювете

16.01.2009

В наступающем году ожидается значительное подорожание новых автомобилей — цена вырастет минимум на 20% в Br, что окажет крайне негативное влияние на объемы продаж. Если учесть и другие факторы, например, падение платежеспособного спроса населения, то можно ожидать снижения продаж и вовсе на 30-50%.

О том, как официальные дилеры собираются в таких условиях добиваться стабилизации сбыта, мы попросили рассказать директора ИП Атлант-М Фарцойгхандель Сергея МИХНЕВИЧА.

- Расскажите, насколько сильно изменился рынок легковых автомобилей в новом году?

— Проведенное Нацбанком единовременное снижение курса Br не прошло бесследно. С 1 января конъюнктура рынка сильно изменилась. Налицо перераспределение внимания аудитории на более дешевые классы и ценовые сегменты. Но вместе с тем частично проблемы дилеров объясняются и сезонным спадом продаж: январь — это период традиционно низкой деловой активности. Хотя весенняя активизация не сумеет в полной мере нивелировать понесенные потери. Отметим, что импорт всех автомобилей (легковых, малых грузовиков и микроавтобусов российской и импортной сборки) в прошедшем году превысил 190 000 шт. на сумму около 1,5 млрд. USD, что на 8% больше, чем в 2007 г. В том числе новых машин было реализовано свыше 30 000 единиц (+20% к 2007 г.). В наступившем же году и суммарно, и в денежном выражении дилеры потеряют порядка 30-50%. Мимо кризиса нам пройти не получится.

- Как автодилеры надеются минимизировать ущерб от девальвации Br и повышения процентных ставок по кредитам?

— Компенсировать потери придется еще долго. Дело в том, что в конце года на расчетных счетах многих импортеров и дилеров остались денежные средства в Br, на которые они не смогли или не успели приобрести валюту на бирже. Наиболее вероятный путь возмещения потерь — повышение цен в Br на автомобили и запасные части.

В I квартале 2009 г. в лексиконе дилеров еще будет фигурировать слово «скидки». Правда, распространяться они будут только на авто 2008 г. выпуска, да и размер их будет куда скромнее, нежели в конце прошлого года. Совсем другое дело с машинами 2009 г. Из-за роста издержек, снижения производительности труда многие концерны подняли цены в валюте на 4% и более. Импортерам не остается ничего другого, как транслировать это увеличение на покупателей.

Помимо прочего, на рост стоимости также окажет колебание соотношений ведущих валют мира. Негативным образом на продажах большей части автодилеров сказываются крепнущие EUR и JPY.

- Не вызовет ли нынешняя ситуация краха рынка?

— Вполне вероятно, что в первом полугодии 2009 г. нам предстоит столкнуться с падением продаж до 40-50%, а может даже и больше. Это обусловлено снижением покупательной способности граждан, отсутствием кредитования в банках, дефицитом оборотных средств у дилеров и вследствие этого — уменьшением ассортимента машин на складах. Но драматизировать ситуацию не стоит. Едва ли автобизнес в нашей стране ждет остановка и банкротство. Были годы, когда продажи оказывались в 10 и более раз меньшими, но мы все же выжили.

В целях стабилизации сбыта перед импортерами и дилерами стоит задача увеличения ассортимента автомобилей на складах, обеспечения реализации программ по привлечению клиентов, «перетаскиванию» их с автомобилей б/у на новые машины. Очень важным инструментом продаж всегда был и будет сервис. Основные усилия должны быть направлены на улучшение его качества, а также расширения всего спектра услуг.

- Планируется ли наладить оказание каких-либо новых услуг?

— Разумеется, их список растет постоянно. Например, VW предлагает программу «Помощь в пути», предусматривающую бесплатную круглосуточную эвакуацию водителей при поломке или ДТП из любой точки Беларуси. Кроме того, все чаще автовладельцу предлагают «подменный» автомобиль на то время, пока его машина находится в ремонте. Думаю, появятся и новые программы, направленные на привлечение клиентов, что особенно важно в условиях кризиса.

Эдуард ТРОШИН