$

2.0820 руб.

2.4488 руб.

Р (100)

3.1507 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Мнение специалиста

АВАРИЯ НА ПЕРЕКРЕСТКЕ©Точка зрения.

04.08.2015

налогового и образовательного законодательства

Многие проблемы белорусского налогового законодательства обусловлены не его несовершенством, а пробелами в других отраслях права. Из-за неясностей в сферах гражданско-правовых, трудовых и иных правоотношений у субъектов хозяйствования порой возникают неблагоприятные налоговые последствия. Один из таких случаев — проблема обложения НДС выручки организаций, оказывающих услуги по обучению водителей.

                                              Юрий ВЕРЕМЕЙКО, юрист

Вопросы обучения и подготовки кадров для некоторых отраслей непосредственно связаны со сферой образования. Однако в силу своей специфики такая деятельность настолько обособлена, что плохо «стыкуется» с законодательством об образовании. Это влечет весьма серьезные, часто неблагоприятные последствия для участников данных правоотношений.

Например, согласно подп. 1.28 п. 1 ст. 94 НК освобождаются от НДС обороты по реализации на территории РБ платных услуг в сфере образования, в т.ч. образовательных программ дошкольного, общего среднего, специального, профессионально-технического, среднего специального, высшего, послевузовского образования, дополнительного образования детей и молодежи, дополнительного образования взрослых (за исключением образовательной программы обучающих курсов или совершенствования возможностей и способностей личности, реализуемых иными организациями и индивидуальными предпринимателями, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность).

Всем известно — чтобы стать водителем, надо учиться. Но является ли такое обучение образовательным процессом? Получает ли курсант образование? От ответа на эти вопросы зависит возможность школ вождения применять льготу по НДС.

Заметим, что от налогообложения освобождаются обороты по реализации образовательных программ. При этом в ст. 31 НК указано, что реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав признаются отчуждение товара, выполнение работ, оказание услуг, передача имущественных прав одним лицом другому лицу на возмездной или безвозмездной основе вне зависимости от способа приобретения прав на эти объекты или формы соответствующих сделок. Реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав могут признаваться также иные операции в случаях, предусмотренных НК или актами Президента.

С другой стороны, согласно подп. 1.8 п. 1 ст. 1 Кодекса об образовании (далее — Кодекс) образовательная программа совокупность документации, регламентирующей образовательный процесс, и условий, необходимых для получения в соответствии с ожидаемыми результатами определенного уровня основного образования или определенного вида дополнительного образования. Здесь и возникает первая сложность. Очевидно, что в норме подп. 1.28 п. 1 ст. 94 НК речь идет не о реализации совокупности документации. Термин «реализация» тут выходит за рамки норм в ст. 31 НК — в противном случае от налогообложения освобождались бы не услуги образовательных учреждений, а услуги по реализации документации. В данном случае под реализацией образовательных программ понимается их воплощение в образовательном процессе в значении законодательства об образовании, а не норм НК.

Таким образом, в норме подп. 1.28 п. 1 ст. 94 НК речь идет об освобождении от налогообложения оборотов по реализации услуг, оказываемых при реализации образовательных программ дополнительного образования взрослых.

Полагаем, что обучение водителей механических транспортных средств вполне соответствует всем условиям, определяющим образовательную деятельность. Ведь согласно Кодексу образованиеэто обучение и воспитание в интересах личности, общества и государства, направленные на усвоение знаний, умений, навыков, формирование гармоничной, разносторонне развитой личности обучающегося. В свою очередь, образовательная деятельность определена как деятельность по обучению и воспитанию, осуществляемая учреждением образования (организацией, реализующей образовательные программы послевузовского образования, иной организацией или ИП, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность).

В п. 5 ст. 11 Кодекса перечислены составляющие отечественной системы образования, в т.ч. дополнительного образования взрослых. К этой категории можно было бы отнести подготовку водителей механических транспортных средств, если она не является частью иной системы образования. Согласно п. 5 Положения об обучающих курсах дополнительного образования взрослых, утв. постановлением Совмина от 15.07.2011 № 954, образовательный процесс при реализации образовательной программы обучающих курсов организуется в учреждениях дополнительного образования взрослых, иных учреждениях образования, иных организациях и ИП, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, реализующих образовательную программу обучающих курсов, в соответствии с учебными программами, утвержденными руководителями этих учреждений образования, ИП. Учреждением образования признается юридическое лицо в организационно-правовой форме учреждения, основной функцией которого является осуществление образовательной деятельности (подп. 1.21 ст. 1 Кодекса). Пункт 2 ст. 245 Кодекса допускает существование разных учреждений дополнительного образования взрослых — от академии последипломного образования до различных институтов и центров повышения квалификации, подготовки и переподготовки.

Таким образом, если подготовку водителей можно отнести к образовательным услугам, которые оказываются данными учреждениями образования, они должны освобождаться от НДС. Но есть иное мнение. Дело в том, что подготовку водителей сложно отнести к дополнительному образованию в контексте Кодекса, поскольку в силу своей специфики она регулируется специальными актами и органами. Гражданам, прошедшим обучение, выдаются специальные, а не классические документы об образовании и т.д. Но означает ли это, что подготовку водителей надо исключить из сферы образовательной деятельности вообще?

СОГЛАСНО ст. 4 Кодекса он регулирует общественные отношения в сфере образования по реализации права граждан на образование, цель которых — освоение обучающимися содержания образовательных программ (образовательные отношения), и общественные отношения, связанные с образовательными отношениями, цель которых — создание условий для реализации права граждан на образование. При этом к общественным отношениям в сфере образования в части, не урегулированной названным Кодексом, применяется гражданское и иное законодательство. Таким образом, законодательство предусматривает непосредственно «образовательные отношения», но не исключает и иных отношений в сфере образования, к которым применяется гражданское и иное законодательство.

В соответствии со ст. 242 Кодекса образовательные программы дополнительного образования взрослых могут быть различными — в зависимости от цели (повышение квалификации, подготовка, переподготовка, стажировка, спецподготовка, необходимая для занятия отдельных должностей, обучающие курсы и т.п.), статуса обучаемых (руководящие работники и специалисты, рабочие, служащие) и уровня их образования (высшее или среднее специальное). Полагаем, что процесс подготовки водителей вполне можно считать образовательным процессом. Но его достаточно сложно отнести к какой-либо конкретной образовательной программе, в т.ч. дополнительного образования взрослых. Но перечень этих программ, исходя из смысла ст. 242 Кодекса, является закрытым. А в подп. 1.28 п. 1 ст. 94 НК предусмотрено освобождение от НДС оборотов по реализации на территории РБ платных услуг в сфере образования при реализации именно образовательных программ, а не услуг в сфере образования вообще. Именно эта особенность и стала причиной проблемы.

ТРУДНО отрицать, что процесс подготовки водителей полностью соответствует критериям образовательной деятельности, строится на ее базовых принципах и т.д. Но этого недостаточно, чтобы «вписаться» в рамки норм Кодекса об образовании, поскольку обучение водителей является специальной подготовкой, а не одной из образовательных программ, перечисленных в Кодексе. Полагаю, что это — ошибка, которая теперь дорого обходится автошколам. Если такие правоотношения выпали из сферы регулирования законодательства об образовании, то лишь потому, что о них, вероятно, просто забыли. Возможно, потому, что, на первый взгляд, они в большей степени связаны с законодательством о транспорте и дорожном движении, чем с образованием, что, в сущности, неправильно. На самом деле подготовка водителей должна регулироваться в соответствующих частях как транспортным, так и образовательным законодательством, одно другому никак не мешает.

Проблема, с нашей точки зрения, вызвана тем, что подготовка многих водителей осуществляется не для последующей профессиональной деятельности, а для получения физическим лицом права управления личным транспортным средством. Но в обоих случаях обучаемые участвуют в одних и тех же отношениях. Более того, данное разделение — весьма условно: любая профессия и квалификация может быть получена физическим лицом и не для целей последующего трудоустройства, а непосредственно в интересах личности, однако это не означает, что обучение следует разделять на два самостоятельных, признавая одно из них «недообразованием».

Выделение правоотношений по подготовке водителей в самостоятельную сферу, отличную от образовательной, ни на чем не основано — по своей сути к ней и к процессу ее осуществления предъявляются схожие требования. Полагаю, что это — следствие формальной ошибки и пробелов в законодательстве об образовании, которые нужно как можно быстрее исправить.

Например, в России подготовка водителей относится к образовательной деятельности, несмотря на тесную связь с законодательством о транспорте и безопасности дорожного движения. С одной стороны, Федеральным законом № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» подготовка водителей включена в профессиональное обучение. С другой стороны, Федеральным законом № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что профессиональное обучение в образовательной организации заканчивается квалификационным экзаменом, что подтверждается свидетельством о профессии водителя. В соответствии с п. 1 ст. 26 закона № 196-ФЗ к сдаче экзаменов допускаются лица, достигшие соответствующего возраста, имеющие медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к управлению транспортными средствами и прошедшие профессиональное обучение. А согласно п. 3 ст. 12 Федерального закона № 273-ФЗ к программам профессионального обучения относятся программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, переподготовки рабочих, служащих, повышения их квалификации. Результатом обучения водителей является присвоение новой профессии или повышение квалификации работника по уже имеющейся профессии. При этом данные правила в одинаковой степени относятся к подготовке любых водителей транспортных средств, как работающих, так и не работающих по найму.

Приняв аналогичный подход, белорусские законодатели устранили бы формальное противоречие, мешающее учреждениям, оказывающим услуги по подготовке водителей, пользоваться льготой по НДС.