$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Торговля

АУКЦИОН НАБИРАЕТ РАЗГОН©

09.01.2015

В текущей пятилетке важнейшим трендом национальной системы государственных закупок стала ее электронизация. Первостепенная роль в этом процессе отводится электронным торговым площадкам (ЭТП), в т.ч. ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа» (БУТБ). Наш корреспондент встретился с начальником отдела государственных закупок биржи Кириллом ПИЛЬКЕВИЧЕМ.

— Завершился второй год действия Закона от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее — Закон) и ряда других нормативных правовых актов, которыми электронный аукцион определен как основная процедура закупок. Сколько их, Кирилл Александрович, проведено на ЭТП БУТБ?

— За все время функционирования площадки биржи на ней было проведено около 11 тыс. электронных аукционов, в т.ч. в 2013-м — около 5,2 тыс. а в 2014-м — более 4,6 тыс. Однако говорить о снижении тут не совсем корректно. Дело в том, что аукционов стало меньше в связи с изменением законодательства о госзакупках. Напомню, что в соответствии с Указом Президента от 31.12.2013 № 590 из-под действия Закона были до 1.01.2016 г. выведены государственные закупки строительных услуг и товаров при строительстве, которые занимали весьма значимую долю. Кроме того, сказалось упрощение процедуры перехода заказчика (организатора) к закупке из одного источника. Поэтому мы прогнозировали падение количества аукционов порядка 30%, но теперь очевидно, что по итогам года снижение не превысит даже 15%.

— Можно ли оценить результативность электронных аукционов?

— Конечно. Мы постоянно анализируем эффективность проведенных аукционов. Если в 2013 г. доля аукционов, завершившихся подписанием договора, в общем количестве проведенных процедур составляла около 28%, то в 2014-м она выросла до 35%. Существенно увеличилась и общая сумма заключенных договоров — с 2,8 трлн. Br до более чем 4 трлн.

— Что, на ваш взгляд, способствовало этим изменениям?

— Выросло число участников аукционов: в среднем с 1,5 на одну объявленную процедуру в 2013 г. до 2,3 в 2014-м. Это говорит о том, что наши производители и поставщики достаточно успешно осваивают электронный способ реализации своей продукции.

Интересно, что в России, как известно, аукционы в электронной форме стали использоваться в системе госзакупок намного раньше, чем у нас. Причем переходный период от возможности использования процедуры электронного аукциона до обязательности его применения при госзакупках растянулся там на 5 лет: с 2006 г. до 2011 г. При этом россияне достаточно медленно осваивали новую технологию. В Беларуси же переход произошел всего за 2 года (2011–2012 гг.). Столько же времени (с 1.01.2013 г.) электронный аукцион является обязательной процедурой. Но за это короткое время он прочно вошел в практику, хотя еще недавно многие предприятия упрямо держались за «бумажные» процедуры. Особенно радует трансформация в среде участников, которые все активнее выбирают «электронный» путь продвижения своей продукции.

— Национальное законодательство о госзакупках не запрещает участвовать в них и зарубежным компаниям. Проявляют ли они заинтересованность в этом?

— Да, наряду с белорусскими организациями участие в аукционах принимают и иностранные компании. На сегодняшний день на ЭТП биржи аккредитовано 280 нерезидентов из 30 стран, в т.ч. из России (аккредитовано 113 организаций), Литвы (28), Германии (19) и Великобритании (14). Замечу, что благодаря обеспечению взаимного признания электронных подписей, применяемых в сферах госзаказа Беларуси и России, с 2012 г. российские поставщики для работы на площадке биржи используют ключи электронной цифровой подписи (ЭЦП), полученные в авторизованных российских удостоверяющих центрах. В свою очередь, белорусские поставщики имеют возможность участвовать в аукционах РФ с использованием ЭЦП, полученных в белорусских удостоверяющих центрах.

Нерезиденты интересуются закупками на ЭТП медицинской техники, расходных материалов и лекарственных средств, автоматизированных линий и производственного оборудования и т.д.

— В республике электронные аукционы проводятся на двух ЭТП. Какую из них вы порекомендовали бы выбрать организациям, желающим приобщиться к электронной торговле?

— Законодательством не предусмотрена дифференциация ЭТП по каким-либо признакам: предметам закупок, ведомственной принадлежности организаций и т.д. Обе существующие площадки абсолютно равнозначны. Но почему-то некоторые заказчики ошибочно полагают, что на ЭТП биржи проводятся госзакупки исключительно биржевых товаров (лес, металл, сельхозпродукция). Да, они действительно проводятся на бирже, но в рамках биржевых торгов. Эта процедура отличается от электронного аукциона. Законодательством также определен перечень товаров (работ, услуг), госзакупки которых должны проводится в форме электронных аукционов на ЭТП. Все эти позиции и закупаются заказчиками (организаторами) на нашей площадке www.zakupki.butb.by. Это машины и оборудование, компьютерная техника, офисная бумага, изделия медицинского назначения, лекарственные средства, продукты питания, различные услуги и др.

Кроме того, ЭЦП независимо от того, получена она в удостоверяющем центре биржи либо Национального центра маркетинга и конъюнктуры цен, может применяться на двух площадках. Более того, эти подписи применяются и в российской системе госзаказа, если белорусский поставщик пожелает в ней участвовать.

— Закон предоставляет заказчику право привлечь для осуществления части функций по организации и проведению процедуры организатора. Этот институт был довольно востребован в период «бумажных» процедур, позволял использовать профессионалов, снижал коррупционные риски. Нужны ли сегодня услуги организаторов при выборе поставщиков с применением электронных технологий?

— На нашей площадке достаточно эффективно осуществляют государственные закупки с применением электронных аукционов крупнейшие республиканские организаторы. В их числе УП «Белмедтехника» и его дочерние предприятия в регионах, КУП «Тендерный центр Мингорисполкома», ГО «Белресурсы», РУП «Белфармация», УП «Миноблсантранс». Дело в том, что использование института организаторов не ограничивается названными выше целями. Их услуги при централизации закупок способны обеспечить существенную экономию бюджетных средств, что и происходит на практике. О востребованности услуг организаторов можно судить по объему закупок с их участием: они сопоставимы с объемом закупок, осуществляемых заказчиками самостоятельно.

— Согласно законодательству торги на ЭТП проводятся при наличии не менее двух участников. Если их больше, то благодаря конкуренции вероятность снижения цены в теории возрастает. А как дело обстоит на практике?

— Точно так же. В 2014 г. средний показатель снижения начальной цены на нашей площадке равнялся 12,4%. В результате сумма сэкономленных средств составила 622,6 млрд. Br, что на 70% выше, чем в 2013-м.

— Электронная технология аукциона требует от организаторов и участников четких, последовательных и своевременных шагов в ходе проведения процедуры, причем на расстоянии. Позволяет ли это обеспечить компьютерная грамотность специалистов?

— Наша страна быстро прогрессирует в области использования электронных технологий в госзакупках. При этом в различных организациях разный, насколько объективно мы можем судить, уровень правовой и компьютерной грамотности представителей, участвующих в электронных аукционах. Биржа заинтересована в его повышении. Поэтому наши специалисты проводят на безвозмездной основе обучение всех заинтересованных лиц теоретическим основам законодательства и практическим навыкам работы на ЭТП. Кроме того, мы оказываем бесплатную консультационную помощь заказчикам и участникам на всех этапах проведения электронного аукциона, в т.ч. с выездом на место.

— Что следует учитывать для совершенствования механизма закупок с применением электронного аукциона и повышения привлекательности этой процедуры?

— Крайне важно соблюдать положения законодательства, регламентирующие выбор поставщиков посредством электронного аукциона. Ведь нарушения могут повлечь обжалование результата этой процедуры, из-за чего вероятен срыв закупки товара или услуги в намеченные сроки. Такое развитие событий одинаково нежелательно для хозяйственной деятельности как заказчика, так и поставщика. Понимая это, биржа внедрила ряд программно-технических мер по предупреждению возможных нарушений нормативно-правовой базы со стороны заказчиков и участников. Эти меры представляют собой внедрение в функционал ЭТП автоматических контрольных функций, не позволяющих, например, заказчику сократить срок подачи участниками предложений. Скажем, если законодательством установлено на это 20 дней, то только при соблюдении данного срока возможно объявление процедуры. Функция контроля реализована на нашей площадке также в отношении состава аукционных документов заказчика, предложения участника в части наличия заявления о согласии на заключение договора на условиях заказчика, учета так называемого «условного» НДС при участии в закупке нерезидентов и т.д.

— Что нового ожидает клиентов ЭТП биржи в 2015 году?

— В связи с планируемыми изменениями в национальном законодательстве о госзакупках, предусматривающими, в частности, перевод процедуры запроса ценовых предложений из бумажной формы в электронный формат, на ЭТП биржи будут проводиться и процедуры запросов ценовых предложений. В целях обеспечения такой возможности в настоящее время нами ведется активная работа по модернизации программного обеспечения площадки. Таким образом, в 2015 г. мы ожидаем расширения клиентской базы нашей площадки за счет новых заказчиков и участников.

Беседовал

Михал СТЕЛЬМАК