Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Проблемы и решения
07.06.2002 8 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

АУДИТ с петлей на шее

Аудитор, действуя в соответствии с профессиональными правилами, должен выполнить определенный объем работ в рамках каждой проверки...
Аудитор, действуя в соответствии с профессиональными правилами, должен выполнить определенный объем работ в рамках каждой проверки. Естественно, что эти объемы по разным договорам не совпадают, причем не только по разным заказчикам, но и по одной организации за различные периоды. Стоимость проверки зависит от ряда факторов, которые могут лишь предполагаться на этапе планирования аудита. Это и определяет подход к формированию цен на аудиторские услуги.

ОБОСНОВАНИЕ уровня отпускных цен (тарифов) на аудиторские услуги в соответствии с требованиями постановления Совмина "О некоторых мерах по усилению контроля за соблюдением дисциплины цен" от 10.02.99г. N 209 -- непростая задача. Опыт ряда аудиторских фирм, обобщенный Белорусским общественным объединением бухгалтеров и аудиторов, позволил нам предложить Министерству экономики метод ее решения.

Главный принцип заключается в том, что отпускная цена по каждому договору оказания аудиторских услуг определяется исходя из стоимости одного человеко-часа (человеко-дня) работы аудиторской организации и трудоемкости данной проверки. Оценка трудоемкости осуществляется на этапе планирования исходя из объема аудиторской выборки. Это позволяет учесть в цене факторы риска, уровень квалификации аудиторов, особенности конкретной проверки.

Стоимость человеко-часа (человеко-дня) -- плановый показатель, рассчитываемый исходя из плановой себестоимости и фонда рабочего времени на период. Но это не тариф на саму услугу. Часовой тариф может устанавливаться только на сопутствующие аудиторские услуги.

Как же быть в тех случаях, когда плановая себестоимость оказалась ниже фактической? Ответ содержится в п.1 ст.664 ГК РБ: "В случаях, когда фактические расходы подрядчика оказались меньше тех, которые учитывались при определении цены (составлении сметы), подрядчик сохраняет право на оплату работ по цене, предусмотренной договором (сметой), если заказчик не докажет, что полученная подрядчиком экономия повлияла на качество выполненных работ".

Расчет плановой цены на аудиторские услуги вполне возможен. Но зачем понадобился предельный уровень рентабельности? Ведь в соответствии со ст.6 Закона "О ценообразовании" от 10.05.99г. N 255-З в нашей стране на товары (работы, услуги), за исключением случаев, предусмотренных указанным Законом, применяются свободные цены (тарифы), т.е. складывающиеся под воздействием спроса и предложения в условиях свободной конкуренции.

Согласно ст.7 указанного Закона регулируемые цены (тарифы) применяются на товары (работы, услуги) субъектов хозяйствования, занимающих доминирующее положение на товарных рынках РБ и включенных в государственный реестр, а также на отдельные социально значимые товары (работы, услуги), конкретный перечень которых устанавливается Президентом или по его поручению Советом Министров. На отечественном рынке работают 97 аудиторских организаций и 516 аудиторов-предпринимателей. Анализ официальных статистических данных позволяет сделать вывод, что ни один из этих субъектов не занимает доминирующего положения на рынке аудиторских услуг в значении, установленном ст.1 Закона от 10.12.92г. N 2034-ХII "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции". Не включены аудиторские услуги и в Перечень товаров (работ, услуг), цены (тарифы), надбавки (скидки) на которые регулируются республиканскими органами государственного управления, объединениями, подчиненными правительству Республики Беларусь, Нацбанком, облисполкомами и Мингорисполкомом, утвержденный Указом Президента от 19.05.99г. N 285.

Отметим, что ст. 12 Закона "О ценообразовании" разрешает юридическим лицам и предпринимателям самостоятельно или по согласованию с покупателем установить цену (тариф) на товар (работу, услугу), если в отношении их в соответствии с законодательством о ценообразовании не применяется государственное ценовое регулирование. Введение Инструкцией N 94 предельного уровня рентабельности на аудиторские услуги, таким образом, противоречит перечисленным нормативным правовым актам. Дело не в том, много или мало -- 30%. Могут ли теперь аудиторы достойно проверять у своих клиентов соответствие совершенных финансовых и хозяйственных операций законодательству Республики Беларусь, если их собственная деятельность регулируется документом, нарушающим это законодательство?

От аудиторов требуют (и вполне справедливо) качественной работы. Но одновременно с этим заказчики пытаются добиться максимальной дешевизны аудита, а государство вводит ценовые ограничения. В результате аудиторы поставлены в трудное положение: как выполнить все необходимые процедуры при постоянном недостатке времени и ресурсов? Как не только покрыть издержки, но и обеспечить свое развитие, техническое оснащение, повышение квалификации? Источником, за счет которого решаются эти задачи, является прибыль. Причем инвестиции нужны как начинающим, так и давно работающим на рынке организациям.

Интересную ситуацию создает Инструкция в отношении аудиторов-предпринимателей. С одной стороны, их издержки намного меньше, чем у организаций, а с другой -- у предпринимателей вообще нет прибыли в общепринятом понимании. У них имеется только личный доход, из которого удерживается подоходный налог, фактическая ставка которого неизвестна до конца года. В наиболее выигрышном положении окажутся аудиторские фирмы с иностранными инвестициями: ведь согласно ст. 94 Инвестиционного кодекса они "вправе самостоятельно устанавливать цены на продукцию (работы, услуги) собственного производства и порядок ее реализации".

Таким образом, последний абзац п.3 Инструкции закладывает опасные предпосылки для неравноправной конкуренции и демпинговых цен, которые и так являются болезнями белорусского аудита.

Вместе с тем в Инструкцию не был включен запрет на формирование "условных" вознаграждений по договорам оказания аудиторских услуг по проверке достоверности бухгалтерской отчетности, т.е. таких, когда размер и порядок оплаты ставятся в зависимость от результатов проведения проверки и содержания заключения, достижения каких-либо иных деловых или финансовых результатов. Это вытекает из этических норм независимости, честности и объективности аудиторской деятельности, изложенных в правиле "Цели и общие принципы аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности", утв. постановлением Минфина от 2000-10-26г. N 114. Именно такое требование является во всем мире единственным ограничением на цены аудита. Но возможность создать с помощью правил ценообразования реальный механизм повышения качества аудита была упущена.

Поэтому порядок формирования цен на аудит еще придется совершенствовать. Понадобится и правовая оценка ограничений, которые явно излишни.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений