Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №23(2717) от 26.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2545
EUR:
3.5239
RUB:
3.5097
Золото:
228.08
Серебро:
2.6
Платина:
94.8
Палладий:
105.16
Назад
Мнения
04.10.2016 13 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

АУДИТ-25: баланс потребностей и возможностей

О состоянии и перспективах развития белорусского аудиторского рынка рассказывает начальник управления аудита Министерства финансов Николай СОРОКА.

– Николай Васильевич, разрешите поздравить коллектив вашего управления и вас лично с 25-летием со дня рождения белорусского аудита. С какими результатами встречают аудиторы свой серебряный юбилей? Как повлиял на них принятый три года назад Закон от 12.07.2013 № 56-З «Об аудиторской деятельности»?

– Принятие Закона значительно сказалось на рынке аудита. Прежде всего изменился круг лиц, подлежащих обязательному аудиту. Законодатели исходили, в первую очередь, из потребностей экономики и интересов не только аудиторов, но и бизнеса, и государства. Поэтому обязательному аудиту подлежат финансовые структуры (биржи, банки, страховые компании, профучастники рынка ценных бумаг), ОАО, участники ПВТ. Также был увеличен критерий выручки с 600 тыс. до 5 млн. EUR. Это был довольно спорный и для многих болезненный вопрос, но его решение обусловлено реальными потребностями как аудируемых лиц, так и широкого круга пользователей отчетности.

Увеличение числа штатных аттестованных аудиторов с 3 до 5 привело к консолидации аудиторских организаций. За 3 года их численность сократилась со 146 до 81. С рынка ушли фирмы, в которых зачастую реально постоянно работали лишь 1–2 аудитора, а остальные лишь формально числились. Оставшиеся «в строю» организации благодаря своему кадровому составу способны в полном объеме соблюдать требования аудиторских стандартов и обеспечивать внутренний контроль качества.

Кроме них в республике работает около 360 аудиторов – индивидуальных предпринимателей. Таким образом, предложение на рынке аудита вполне соответствует спросу.

Важным новшеством стало требование к общественно значимым организациям составлять отчетность по МСФО за 2016 и последующие годы. Такая отчетность подлежит аудиту, что открывает новый сегмент рынка как по оказанию помощи в трансформации и составлении отчетности, так и по ее проверке. При этом Законом № 56-З установлены квалификационные требования к аудиторским компаниям: наличие в штате не менее 2 аудиторов, имеющих спецподготовку в области МСФО, размещение в Интернете информации о своей деятельности. Те, кто позаботился о выполнении этих условий, получат на рынке значительные преимущества.

Как показывают исследования, проведенные Минфином, многие компании хорошо подготовились к оказанию подобных услуг. Так, в 59 аудиторских организациях работает 227 специалистов, имеющих международные сертификаты по МСФО.

Отмечу, что реализация норм Закона № 56-З позволила выполнить стоявшие на тот момент задачи, обусловленные сложившимися экономическими условиями и мировой практикой. Со временем, по мере потребности, некоторые нормы могут измениться.

– Какие основные тенденции наблюдаются сегодня на отечественном рынке аудита?

– Структура рынка аудита в последние годы мало меняется. Например, по итогам 2015 г. в общем объеме выручки на долю аудиторских услуг в стоимостном выражении приходится 57,7% (228,5 млрд. Br до деноминации), профессиональных услуг – 42,3% (167,5 млрд.). Среди первых 89,5% занимает аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности. Специальные задания (проверка правильности отражения операций в бухучете, целевого использования кредитов и инвестиций, достоверности налоговых деклараций, состава и стоимости предприятий как имущественных комплексов, стоимости основных средств и т.п.) занимают немногим более 7%. На долю иных аудиторских услуг приходится около 3,5%.

Среди профессиональных услуг традиционно доминируют консультации (60,6%) и ведение бухучета, составление иной отчетности, в т.ч. в соответствии с МСФО (почти 27%). В меньшей степени пользуются спросом автоматизация бухучета и внедрение информационных технологий (6,7%), анализ хозяйственной деятельности, финансовое планирование, оценка предпринимательских рисков (1,9%) и стоимости объектов гражданских прав (1,5%), обучающие мероприятия (1,2%).

Отмечу, что консультационные и иные подобные услуги в последние годы все чаще оказываются специализированными организациями. Это позволяет аудиторам избежать конфликта интересов и соблюдать принцип независимости, установленный Законом № 56-З и стандартами аудита.

– Какую роль могут сыграть аудиторы в реализации планов правительства по совершенствованию корпоративного управления на отечественных предприятиях?

– Эта роль вытекает из самого определения аудита. Обеспечение достоверности информации о деятельности предприятий – неотъемлемая часть современного корпоративного управления. А потому аудиторы, проверяющие состояние отчетности и подтверждающие ее достоверность, играют здесь важную роль. Не случайно в Законе от 9.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах» (в ред. от 15.07.2015 № 308-З) выбор и утверждение аудиторов и определение существенных условий договора оказания аудиторских услуг переданы в компетенцию советов директоров (ст. 50), а ст. 61, посвященная аудиту и внутреннему контролю в АО, изложена в новой редакции.

Именно аудиторы в ходе проверки оценивают способность предприятий осуществлять непрерывную деятельность, что является ранней диагностикой угрозы банкротства. Аудиторское заключение – неотъемлемая часть периодической информации, которую обязаны предоставлять участники рынка ценных бумаг. Важное место уделяется аудиту в Методических рекомендациях по организации корпоративного управления в акционерных обществах с участием государства, утв. постановлением Минэкономики и Госкомимущества от 5.07.2016 № 45/14.

– Будут ли в ближайшем будущем вноситься изменения в действующие стандарты аудиторской деятельности в соответствии с Международными стандартами аудита (МСА)?

– Законом № 56-З принята национальная система стандартизации аудиторской деятельности. Сегодня у нас имеется 35 национальных правил, из которых 29 соответствуют МСА. Они формируют единые базовые нормативные требования к качеству и надежности аудита, которые обеспечивают определенный уровень гарантии результатов проверки и укрепление общественного доверия к аудиту.

В то же время Минфин ведет непрерывную работу по сближению национального законодательства в сфере аудита с МСА. Например, недавно постановлением Минфина от 30.06.2016 № 56 были утверждены Национальные правила аудиторской деятельности «Задания на проведение согласованных процедур в отношении финансовой информации».

Вместе с тем МСА, разрабатываемые под руководством Международной федерации бухгалтеров (IFAC), также постоянно актуализируются и меняются с учетом потребностей бизнеса и сложившейся практики. Так, в прошлом году IFAC был издан Сборник международных стандартов контроля качества аудита, обзорных проверок, прочих заданий, обеспечивающих уверенность, и заданий по оказанию сопутствующих услуг. Он включает ряд пересмотренных стандартов, в т.ч. МСА 700, 701. 705 и 706, содержащие требования к порядку составления аудиторских заключений. Эти стандарты вступают в силу в отношении аудита финансовой отчетности за периоды, заканчивающиеся после 15.12.2016 г. или позднее. В этой связи потребуется доработка Национальных правил аудиторской деятельности «Аудиторское заключение по бухгалтерской (финансовой) отчетности», утв. постановлением Минфина от 17.09.2003 № 128.

– Какое место на белорусском рынке аудита занимают международные аудиторские компании?

– В той или иной степени в нашей стране представлены все 22 крупнейшие глобальные аудиторские сети, в т.ч. компании «Большой четверки». Есть также ряд белорусских аудиторских организаций, которые являются полноправными участниками международных сетей, включенных в рейтинг IFAC.

Эти компании ведут большую работу по продвижению стандартов МСФО и МСА в Беларуси, оказывают консалтинговые услуги крупнейшим банкам и предприятиям страны, активно участвуют в процессах привлечения инвестиций.

Доминирование «Большой четверки» характерно для мирового рынка аудита. Не избежала этой тенденции и Беларусь. Но у нас на долю этих 4 компаний приходится всего около 40% рынка. Это свидетельствует о том, что с ними национальные аудиторские и консалтинговые фирмы способны успешно конкурировать. Конечно, их услуги дешевле, но в целом соотношение цена/качество находится на достойном уровне.

– Уже несколько лет идет подготовка проекта Соглашения об аудиторской деятельности на территории Евразийского экономического союза. В какой стадии сейчас находится эта работа? Как будет выглядеть единый евразийский рынок аудита?

– Наша страна активно участвует в процессе гармонизации национального законодательства в рамках ЕАЭС. Для координации этой деятельности создана рабочая группа при консультативном совете по финансовым рынкам по разработке данного соглашения. Цель этого документа – гармонизация нормативно-правовой базы стран – участниц ЕАЭС для создания единого рынка аудиторских услуг, обеспечения на нем равных конкурентных условий и снятия имеющихся барьеров.

На сегодня проект соглашения подготовлен почти на 80%. Однако имеется ряд различий в национальных законодательствах стран – участниц ЕАЭС, по которым пока не найден консенсус. Это непростая задача, решение которой требует времени.

В соответствии с проектом плана либерализации по формированию единого рыка услуг в области аудита, подготовленного Евразийской экономической комиссией, работа над соглашением должна завершиться к концу 2017 г. Так что пока рано прогнозировать, каким будет окончательный вариант этого документа. Но полагаю, что он будет выгодным для всех сторон и поможет белорусским аудиторским компаниям расширить сферу своей деятельности.

– За рубежом большую роль в регулировании аудита играют общественные объединения. Какое место они занимают в Беларуси и почему?

– К сожалению, довольно скромное. Почему это происходит, скорее надо спрашивать у самих аудиторов. Статья 8 Закона № 56-З допускает возможность создания таких структур и предлагает им довольно обширное поле деятельности. Мы были бы только рады, если бы аудиторы воспользовались этими возможностями и появились объединения, которые взяли бы на себя ряд функций, в т.ч. по контролю качества аудита. Но неоднократные попытки дают здесь весьма скромные результаты. Когда разговариваешь со многими аудиторами и директорами аудиторских фирм, они ратуют за создание общественных объединений. Но когда они появляются, участников оказывается совсем немного. Вряд ли дело здесь в слишком больших взносах или обременительных обязанностях. Может быть, у наших аудиторов слишком силен дух индивидуализма?

Порой выдвигаются идеи создать общественную аудиторскую организацию на основе обязательного членства. Это возможно, но тогда нужно, чтобы таких структур было несколько – для обеспечения возможности выбора и конкуренции.

– Как вы видите перспективы развития отечественного аудита?

– Полагаю, белорусский аудит будет развиваться. При этом надеюсь, что основными тенденциями станут рост профессионализма, совершенствование методик и технологий, расширение спектра оказываемых услуг по мере изменения потребностей экономики.

Беседовал

Леонид ФРИДКИН

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by