$

2.0820 руб.

2.4488 руб.

Р (100)

3.1507 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

АТТЕСТАЦИЯ ВЫБИВАЕТСЯ ИЗ ГРАФИКА,©

22.07.2014

строители — из бизнеса

Наведение порядка в строительной отрасли оборачивается дестабилизацией работы многих, еще недавно успешных компаний. Поэтому белорусские бизнес-ассоциации призывают власти принять срочные меры для решения проблем, связанных с аттестацией строительных предприятий. Об этом «ЭГ» рассказал первый вице-председатель ОО «Белорусский союз предпринимателей», директор ООО «ТитанПроект» Алексей УСЕНКО.

— В январе–мае 2014 г. в строительной отрасли был принят ряд нормативных документов, инициировавших аттестацию и регламентировавших процесс ее проведения. Это, напомню:

Указ Президента от 14.01.2014 № 26 «О мерах по совершенствованию строительной деятельности»;

Постановление Совмина от 21.03.2014 № 252 «О некоторых вопросах аттестации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, руководителей, специалистов организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области строительства»;

постановления Минстройархитектуры от 26.03.2014 № 15 «О некоторых вопросах аттестации руководителей, специалистов организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области архитектурной, градостроительной, строительной деятельности, выполнении работ по обследованию зданий и сооружений» и от 02.05.2014 № 25 «О некоторых вопросах аттестации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих отдельные виды архитектурной, градостроительной, строительной деятельности (их составляющие), выполнение работы по обследованию зданий и сооружений».

Также напомню, что данной нормативной базой установлены классы сложности объектов строительства, требования об обязательной аттестации организаций в строительной отрасли, сроки, с которых аттестация считается обязательной. На объектах строительства первого класса сложности (К-1) — с 1 апреля 2014 г., К-2 — с 1 июля 2014 г., К-3 — с 1 октября 2014 г., К-4 — с 1 января 2015 г. Однако на практике при реализации норм и положений указанных документов представители строительного бизнеса столкнулись с серьезными сложностями.

— Какими именно?

— Прежде всего, сроки аттестации. Уже сейчас, в июле, выполнять работы на объектах К-1 и К-2 вправе только аттестованные организации. Речь идет об объектах, определенных государственным стандартом СТБ 2331-2014: высотные здания и здания повышенной этажности (высотой свыше 30 м), производственные здания и сооружения (свыше 20 тыс. м2 — К-1, от 10 до 20 тыс. м2 — К-2), здания и сооружения объектов горнодобывающей и перерабатывающей промышленности, здания с массовым пребыванием людей, складские здания и сооружения площадью свыше 40 000 м2, здания и сооружения по хранению и переработке зерна, кроме сооружений зерноочистительно-сушильных комплексов, здания и сооружения животноводческих комплексов выращивания крупного рогатого скота, доращивания и откорма молодняка — на 6 тыс. и более скотомест, гидротехнические сооружения, здания школ и учебных корпусов школ-интернатов вместимостью свыше 1000 учащихся.

Проектировать и строить эти и другие объекты, относящиеся к указанным классам сложности, организациям, не выполнившим требования по аттестации, сегодня запрещается. Между тем постановления Минстройархитектуры № 15 и № 25, утвердившие перечень подлежащих аттестации руководителей, специалистов организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области архитектурной, градостроительной, строительной деятельности, выполнение работ по обследованию зданий и сооружений, критерии их допуска к аттестации по ее специализациям и квалификационные требования, предъявляемые к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для получения аттестатов соответствия первой–четвертой категории, классы сложности объектов строительства и (или) отдельные виды архитектурной, градостроительной, строительной деятельности (их составляющие), работы по обследованию зданий и сооружений, право на строительство и (или) осуществление которых предоставляют указанные аттестаты соответствия, были опубликованы официально только в начале и конце мая т.г. соответственно.

- На выдачу «пропусков» на рынок не хватило времени?

- Аттестация — не простая формальность, которую легко одолеет любое предприятие или ИП. Скажем, моя компания, чтобы претендовать на получение аттестата соответствия второй категории по разработке разделов проектной документации для объектов строительства II - IV классов сложности, должна согласно нормативным документам удовлетворять ряду серьезных требований. В частности, руководитель, помимо наличия высшего образования по профилю, соответствующему заявленному виду деятельности в области строительства (его составляющим), должен иметь стаж работы в области проектирования не менее 8 лет и работать по основному месту работы. Также необходимо наличие 100% главных специалистов по каждой из указанных в заявлении о получении аттестата соответствия работ, составляющих вид деятельности «разработка разделов проектной документации», имеющих квалификационные аттестаты по виду деятельности в области строительства «разработка разделов проектной документации» по соответствующей специализации аттестации, работающих по основному месту работы. Кроме того, в штате компании должно быть не менее 2 главных инженеров проекта или 2 главных архитекторов проекта, имеющих соответствующие квалификационные аттестаты и стаж работы по специализации аттестации не менее 8 лет, не менее 1 специалиста, осуществляющего разработку проектной документации по каждому из следующих разделов: охрана окружающей среды, инженерно-технические мероприятия гражданской обороны, мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности, организация строительства.

Многие тысячи специалистов в области строительства за короткий срок одновременно обратились в одно-единственное учебное заведение – Межотраслевой институт повышения квалификации и переподготовки кадров в Минске. Но в нем нет специального режима обучения. Руководители и преподаватели по традиции ушли на летние каникулы до сентября. Кроме того, в апреле принимались документы на обучение уже на август-сентябрь 2014 г., в мае - на октябрь ноябрь, а в июне их прием на обучение в текущем году закрыт вообще.

Получается, что подавляющее большинство строительных организаций, претендующих не только на объекты К-1 и К-2 классов сложности, но и К-3 и К-4, не смогут обучить специалистов в нынешнем году и, соответственно, у них нет права на получение аттестата.

- Есть ли другие проблемы, помимо нереалистичных графиков и организационных издержек?

- К сожалению, нет. В ОО «БСП» представлено около 70 компаний малого и среднего бизнеса, ИП, работающих в секторе строительных услуг. Часть их занимается непосредственно возведением объектов строительства, но дорогостоящее оборудование и технику они арендуют лишь на короткий период выполнения конкретных этапов строительных работ или нанимают субподрядчиков, имеющих собственную технику – это обычная практика. НО согласно постановлению № 25 для организаций, претендующих на получение аттестатов всех категорий сложности по выполнению функций заказчика, застройщика, оказанию отдельных видов инженерных услуг в строительстве, обязательным требованием является наличие находящихся в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или на ином законном основании основных средств, необходимых для выполнения аттестуемой деятельности. Это требует значительных финансовых ресурсов для укрепления своей материально-технической базы в предписанном объеме. Но у небольших организаций таких средств попросту нет.

- Какие затраты примерно требуются на получение аттестата ?

- Компании – заказчики, геодезисты, геологи, обследователи, то есть специализированные организации с более узким профилем деятельности, ориентировочно вынуждены будут затратить на мероприятия, связанные с выполнением требований по аттестации, около 100 млн. Br. Проектные организации для получения аттестата генерального проектировщика – порядка 200-250 млн. Br. Строительные компании – еще больше.

- По-видимому, для небольших организаций такие расходы действительно окажутся не по силам. Получается, что такие предприятия вообще не нужны в нашей строительной отрасли?

- Это не так. На рынке присутствуют тысячи частных организаций микробизнеса численностью 3-5 человек, которые на европейском уровне и с высоким качеством выполняют работы узкой специализации в строительной отрасли. Например, проектируют газовые котельные или системы вентиляции, поставляя 2-3 модели электронных счетчиков и занимаясь их монтажом. Таким «малышам» ни к чему наличие системы менеджмента качества, должности главного инженера, двух аттестованных руководителей, «армии» прорабов. Они ничего не просят у государства, сами организуют рабочие места себе и другим, оказывают вполне качественные услуги и исправно платят налоги. Но именно таким компаниям сложнее всего выполнить требования аттестации, а с финансовой точки зрения – практически невозможно.

Между тем, как известно, в нашей стране поставлена задачу повышения в экономике роли малого и среднего бизнеса: достижения к 2015 г. его вклада в ВВП до 30% а к 2020 г. – до 50%. Так вот, строительная отрасль данное задание явно не выполнит.

- Что произойдет на отечественном строительном рынке, если действующее законодательство не изменится? Как оценивают его перспективы сами предприниматели?

- Довольно мрачно. Многие руководители и индивидуальные предприниматели, ознакомившись с новыми требованиями вхождения на рынок строительных услуг, думают о вынужденной ликвидации своего бизнеса. Разумеется, не потому, что им чем-то не нравятся эти условия, а по объективным причинам – нет необходимых кадровых, материальных и финансовых ресурсов. Представляется, что большинство компаний малого и среднего бизнеса не смогут получить аттестаты и им придется закрыться.

Кстати, первые симптомы данного процесса уже наблюдаются – на рынке труда к середине 2014 г. значительно увеличилось количество специалистов, ищущих работу, чего в последние годы не было. Если органы госуправления не примут меры по изменению условий и сроков аттестации, то к концу этого года, а еще очевидней – в начале следующего следует ожидать усиления негативных тенденций, которые достаточно быстро приведут к дестабилизации строительной отрасли. Вот некоторые из них:

- резкий рост безработицы, по оценкам БСП, до 50% занятых в отрасли (а это более 100 000 человек);

- в связи с сокращением количества компаний в отрасли значительно уменьшатся поступления налогов в бюджет;

- при значительном увеличении предложении на рынке труда в отрасли снизится зарплат;

- оставшиеся компании поднимут стоимость работ, так как существенно увеличится спрос на строительные услуги при ограниченном предложении, что приведет к дополнительным затратам по всем объектам, в т.ч. бюджетным, хотя государство, как известно, стремится к снижению стоимости квадратного метра жилья;

- упадет качество строительных работ и услуг, при этом усложнится и удлинится процесс проектирования и строительства любого объекта;

- в связи с усложнением процедуры вхождения в строительную отрасль новых компаний многие из них уйдут в «тень», поскольку официально регистрироваться, получать аттестат и легально работать будет очень тяжело.

Беседовал Михал Стельмак


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях