$

2.0989 руб.

2.4052 руб.

Р (100)

3.1982 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Компании и рынки

«АТЛАНТ-М» НАДЕЕТСЯ НА РОСТ©

30.03.2012

Оживление на белорусском рынке новых иномарок последует во II полугодии и приведет к тому, что объем его до конца года вырастет на 25% к уровню 2011 г. и превысит 20 тыс. автомобилей. При этом значительно вырастут продажи автомобилей российской сборки; цены у официальных автодилеров в России и Беларуси будут примерно одинаковыми, сократится доля машин, ввозимых физическими лицами. К такому выводу пришли аналитики международного автомобильного холдинга «Атлант-М».

 

Позитивно должны отразиться на рынке такие факторы, как выравнивание условий деятельности наших автодилеров с российскими, беспошлинный ввоз автомобилей российской сборки, а также снижение ввозных пошлин, сопутствующее вступлению России в ВТО.

 

«Мы убеждены в том, что потенциал белорусского авторынка достаточно высокий — примерно 50–60 тысяч машин в год, — считает помощник гендиректора МАХ «Атлант-М» Илья Прохоров. — Например, в Украине средняя зарплата тоже невысока, однако рынок новых автомобилей составил там в прошлом году 180 тысяч — в 12 раз больше, чем у нас». Такую разницу в «Атлант-М» объясняют более широким предложением инструментов финансового сервиса. Ряд автодилеров предлагали покупателям «нулевые» ставки по кредитам, а крупные мировые автопроизводители поддержали продажи своих брендов кредитными программами. Прохоров надеется, что белорусские банки и лизинговые компании также расширят линейку финансовых продуктов. Он обратил внимание на то, что уже сейчас в банках можно найти кредиты под 25–27% на приобретение автомобилей. Это должно быть выгодно: по статистике, возврат средств по автокредитам составляет 99%, в отличие, например, от потребительских.

 

В числе факторов, негативно влияющих на отечественный авторынок, аналитики называют отмену льготы по НДС при ввозе автомобилей, более высокие, чем в РФ, налоги, а также склонность потребителей к приобретению подержанных автомобилей. Тем не менее за прошлый год в республике было продано на треть больше новых иномарок, чем в 2010 г. — 16,4 тыс. автомобилей. При этом продажи официальных дилеров удвоились и составили 9,5 тыс. авто, в т.ч. покупателям из России — 2,7 тыс. Самым продаваемым автомобильным брендом в прошлом году оставался «Фольксваген», быстро росли также продажи марок Ford и Kia.

 

Аналитики «Атлант-М» прогнозируют, что продажи новых автомобилей у наших соседей будут увеличиваться. При этом в России, где в прошлом году рост составил 54% (до 1,8 млн. шт.), ожидается рекорд — 2,5 млн. машин. Рынок Украины имеет хорошие шансы расшириться еще на 40%, до 250 тыс. шт., что однако по-прежнему меньше докризисного 2008 г. когда продажи составили 500 тыс. единиц.

 

Предприятия холдинга «Атлант-М» в 2011 г. продали в Беларуси 5 037 новых автомобилей (на 103% больше, чем в 2010-м), увеличив свою долю на рынке новых иномарок с 18% до 27,8%. Для сравнения: в Украине холдинг продал всего 4 749 автомобилей (рост на 102%), а в России — 13 113 (+51%). Всего же в трех странах совокупные продажи автомобилей и грузовой техники составили 38 458 шт. (+63% к уровню 2010 г.), в т.ч. 3 731 автомобиль с пробегом. Это позволило холдингу увеличить выручку холдинга от продажи автомобилей на 71%, по сравнению с 2010 г. до 1,296 млрд. USD, а объем продаж услуг послепродажного сервиса — на 13%, до 81,4 млн. USD.

 

По оценке генерального директора МАХ «Атлант-М» Сергея Савицкого, такие результаты доказывают правильность выбранной долгосрочной стратегии. «Все свои усилия мы направляем на повышение лояльности клиентов, вовлеченность персонала, эффективность бизнес-процессов. Это позволяет добиваться поставленных целей и расти не менее чем на 30% в год», — пояснил топ-менеджер журналистам.

 

Позиционируя себя как «самую клиентоориентированную компанию в мире автобизнеса», холдинг реализовал в прошлом году ряд проектов для повышения качества обслуживания, включая единую программу лояльности, кнопку (МОУК), единый call-центр в РБ, Web-кабинет клиента, службу «Адвокат клиента», хостесс в каждом автоцентре.

 

В 2012 г. основная деятельность компании будет сосредоточена на развитии продаж автомобилей с пробегом, а также сегмента b2b. Запланировано внедрение системы управления по KPI. Стратегия предусматривает накопление прибыли, чтобы во время нестабильной ситуации на рынке выгодно приобрести действующие автоцентры у собственников, испытывающих финансовые затруднения. Одна из основных задач этого года — открытие автоцентра в Санкт-Петербурге, а в 2013 г. — комплекса автоцентров на Дмитровском шоссе в Москве и развитие автограда в Минске.

 

Анастасия ГРИГОРЬЕВА

 

Справка «ЭГ»

 

Международный автомобильный холдинг «Атлант-М» является одним из крупнейших объединений компаний в СНГ (России, Украине и Беларуси), специализирующихся на продаже, гарантийном и сервисном обслуживании автомобилей, а также на поставках запчастей. Объединяет 35 предприятий. В списке «200 крупнейших непубличных компаний России», по версии российского издания Forbes (октябрь 2011 г.), занимает 75-ю строчку, поднявшись на 2 пункта. В Украине доля рынка равна 2,5%, в России — 1,09%, в т.ч. в Москве — 1,77%.