$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

Атака расходов отбита©

08.07.2014

Доходы бюджета сектора государственного управления за январь–май 2014 г. сложились в сумме 117 319,3 млрд. Br, или 38,3% уточненного годового плана, расходы — 114 629,3 млрд. Br (37,6%), а республиканского бюджета — 45 176,6 млрд. Br и 44 177,2 млрд. соответственно, сообщает Минфин. В результате по итогам пяти месяцев т.г. профицит бюджета сектора государственного управления составил 2690 млрд. Br, или 1% к ВВП, а профицит республиканского бюджета — 999,4 млрд. Br, или 0,4% к ВВП, в основном за счет сдерживания непервоочередных расходов.

Таким образом, доходы бюджета сектора госуправления за январь–май 2014 г. в сопоставимых ценах (с учетом индекс-дефлятора ВВП) оказались на 2,4% меньше, чем за аналогичный период прошлого года, расходы — на 0,03% меньше, а доходы и расходы республиканского бюджета — на 4,2% меньше.

В частности, за январь–май 2014 г. поступление НДС составило 27 063,1 млрд. Br (в сопоставимых ценах на 9,1% больше, чем годом ранее), налога на прибыль — 6033,8 млрд. Br (на 51,2% меньше), акцизов — 7535,6 млрд. Br (+12,8%), доходов от внешнеэкономической деятельности — 7131,8 млрд. Br — почти на 38% меньше. Таким образом, сокращение прибыльности и экспортно-импортных операций весьма заметно сказалось на наполняемости бюджета.

Поступления в Фонд социальной защиты населения (ФСЗН) составили 36 826,3 млрд. Br (рост на 7,4%).

В то же время расходы на общегосударственную деятельность составили за январь–май т.г. 17 749,2 млрд. Br (в сопоставимых ценах на 5,3% больше, чем годом ранее), на финансирование национальной экономики — 12 611,2 млрд. (на 15,9% меньше), социальной сферы (социальная политика, образование, здравоохранение, физическая культура, спорт, культура и СМИ, Фонд социальной защиты населения) — 70 245,5 млрд. Br (+0,85%).

Хроника долга

Государственный долг Беларуси на 1 июня текущего года составил 160,1 трлн. Br и увеличился по сравнению с началом 2014 года на 3,9%, сообщает Минфин.

Внешний государственный долг по состоянию на 1 июня 2014 г. составил 12 млрд. USD, уменьшившись с начала года на 426,5 млн. USD, или на 3,4% (с учетом курсовых разниц). При этом в январе–мае 2014 г. привлечены внешние государственные займы на сумму 315,6 млн. USD, в т.ч. 189,1 млн. — по государственному экспортному кредиту Правительства России для строительства АЭС, 106,7 млн. — по кредитам банков КНР, 19,5 млн. — по кредитам МБРР, 0,3 млн. USD — по кредиту ЕБРР.

Погашение внешнего государственного долга с начала 2014 г. составило 732,4 млн. USD, в т.ч. 522,8 млн. USD — выполнение обязательств перед МВФ по кредиту «стэнд-бай», 89,4 млн. — по кредитам банков КНР, 112,5 млн. — по кредитам Правительства РФ, 6,9 млн. — по кредитам МБРР, 0,7 млн. USD — по кредитам США и 0,1 млн. USD — Германии.

Внутренний государственный долг по состоянию на 1 июня 2014 г. составил 38,9 трлн. Br, увеличившись с начала года на 3,2 трлн. Br, или на 8,9% (с учетом курсовых разниц). В то же время за январь–май 2014 г. размещено внутренних государственных облигаций для физических лиц на сумму 34,2 млн. USD и для юридических лиц на сумму 145,7 млн. USD, 30 млн. EUR и 641,5 млрд. Br. С начала 2014 г. погашено государственных облигаций для юридических лиц на сумму 75 млн. USD и 190,3 млрд. Br.

Напомним, на текущий год запланировано достижение внутреннего государственного долга до уровня 5,9% ВВП, а внешнего — 20,4%, при пороге экономической безопасности 20% и 25% соответственно. При этом платежи по обслуживанию госдолга по плану должны составить 7,8% к доходам республиканского бюджета, а по погашению и обслуживанию внешнего госдолга к валютной выручке — 7,9% при пороге экономической безопасности не более 10%. Показатели довольно скромные по мировым меркам. Например, в США внешний долг составляет около 96% ВВП, в Польше — 71%, в Сингапуре — почти в 3,5 раза превышает ВВП, в Нидерландах — в 3,6 раз, в Люксембурге — и вовсе в 69 раз. Однако это не является катастрофой, если страна в состоянии обслуживать внешний долг, а ее кредитоспособность столь несомненна, что не возникает проблем с рефинансированием — американские или сингапурские гособлигации считаются надежным вложением для консервативных инвесторов. К сожалению, этот пример никак не подходит для Беларуси: с одной стороны, выплата 3–3,2 млрд. USD по обслуживанию и погашению госдолга является тяжким бременем для отечественной экономики, золотовалютные резервы не растут, а кредитный рейтинг остается на уровне спекулятивного. Поэтому приходится ограничиваться как в размере внешнего долга, так и в заимствованиях для его рефинансирования, которые сегодня нам может выделить только Россия.

Анастасия ГРИГОРЬЕВА


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях