$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Факты, комментарии

АССОЦИАЦИЯ С КОНТРОЛЕМ КАЧЕСТВА©

21.12.2012

Один из самых спорных вопросов развития аудиторской деятельности в нашей стране — качество работы аудиторов. В этой сфере сегодня очень слабы базовые основы — как правовые, так и концептуальные и методологические. Однако ситуация постепенно изменяется к лучшему.

В числе основных обязанностей аудиторских организаций и аудиторов — индивидуальных предпринимателей в ст. 11 действующего Закона от 8.11.1994 № 3373-XII «Об аудиторской деятельности» названа обязанность качественно проводить аудит и (или) оказывать сопутствующие аудиту услуги. При этом понятие «качество аудита» до сих пор неясно как потребителям, так и некоторым аудиторам. Многие всерьез считают, что главное, если после аудита контролирующие органы не оштрафовали проаудированное предприятие. Отчасти так оно и есть — если заказчика более ничего не интересует. Ведь понятие «качество» представляет собой «совокупность свойств, удовлетворяющих потребности клиента». Но исходя из норм п. 1 ст. 674, ст.ст. 733 и 737 ГК качество оказанной услуги должно соответствовать условиям договора, а при их отсутствии или неполноте — требованиям, обычно предъявляемым к услугам соответствующего рода. А поскольку согласно Закону целью аудита является выражение мнения о достоверности бухгалтерской отчетности, то аудит проведен качественно, если выводы аудиторов соответствуют реальности.

ВО ВСЕМ мире основным методом оценки качества служит соблюдение правил аудиторской деятельности. При этом, как и в любой другой сфере, выполнение обязанности качественно проводить аудит должно обеспечиваться надлежащим контролем этого качества. Для решения этой задачи во многих странах создана многоуровневая система, призванная обеспечить постоянный, компетентный и эффективный контроль за деятельностью аудиторов.

В настоящее время в Беларуси законодательством предусмотрен лишь контроль за соблюдением аудиторскими организациями и аудиторами — индивидуальными предпринимателями законодательства об аудиторской деятельности, который возложен на КГК, Минфин, а в банковской сфере — на Нацбанк. Однако качество аудита зачастую не ограничивается формальным соблюдением норм законодательства. К тому же специфика аудиторской деятельности требует особых знаний и методик для контроля качества.

В ПРОЕКТЕ новой редакции Закона «Об аудиторской деятельности» контролю качества работы аудиторов уделяется несколько больше внимания. Во-первых, дается его определение — как системы организационных мер, методик и процедур по проверке соблюдения аудиторской организацией, аудитором — ИП, аудитором правил аудиторской деятельности, а также обоснованности сформированных ими выводов и выраженного аудиторского мнения. При этом функции контроля за соблюдением требований законодательства остаются за государственными органами, а правом осуществлять внешний контроль качества работы, согласно законопроекту, наделяются аудиторские объединения — в отношении аудиторских организаций и аудиторов — ИП, являющихся их членами. Для решения этой задачи соответствующие положения должны содержаться в уставах аудиторских объединений и внутренних правилах аудиторской деятельности. Однако чтобы записанные в законе нормы работали, нужно иметь желание воплощать их в жизнь и располагать определенными возможностями.

ВЫЗОВ времени приняла Ассоциация аудиторских организаций, которая первой в республике занялась созданием механизма внешнего контроля качества аудита. Ею недавно были разработаны методические рекомендации и программа проведения проверки качества аудиторской деятельности и соблюдения профессиональной этики аудиторскими организациями — членами Ассоциации. Эти документы одобрены решением общего собрания Ассоциации от 1.11.2012 г.

Стандарт качества предполагает соблюдение ассоциативных требований и условий, а также норм профессиональной этики. Он включает описание порядка проведения проверок всего цикла аудита — от этапа планирования аудита до оформления итоговых документов по его результатам, включая рабочую документацию, отчет и аудиторское заключение, а также регламентирует формы документации и отчетности экспертов.

При этом стандарт предполагает, что члены Ассоциации должны соблюдать не только республиканские правила аудиторской деятельности, утвержденные Минфином, но и Международные стандарты аудита в случае аудита отчетности, составленной по МСФО.

Согласно стандарту проверки в рамках контроля качества должны осуществляться группой, состоящей не менее чем из двух экспертов, выбираемых по специальной процедуре общим собранием Ассоциации из числа опытных аудиторов. Возглавлять проверку вправе специалист со стажем работы аудитором не менее 10 лет, ассистенты должны иметь не менее 7 лет стажа. С каждым из них Ассоциация заключает соглашение о конфиденциальности, обязывающее стороны не разглашать любую информацию, касающуюся деятельности проверяемой организации, к которой эксперт и его ассистенты могут быть допущены в ходе проверки.

Программа проверки состоит из более 100 вопросов, на которые эксперты должны ответить «Да» или «Нет» с обязательными комментариями. Программа включает оценку соблюдения аудиторской организацией норм этики, стиля и основных принципов управления; изучение профессиональных требований и компетентности; формирование мнения в отношении оформления аудиторского задания, порядка его поручения, контроля за его выполнением, а также анализ расчетов с клиентами и обобщение результатов аудита.

Требования к качеству аудита в методических рекомендациях сведены в 3 блока (элемента):

1. Целевые установки.

2. Процедурные условия определения целей и задач; проверка соблюдения членских требований и условий, профессиональной этики, внутреннего контроля качества аудиторской организации. В частности, здесь регламентированы способы отбора заданий для проверки, порядок контроля качества отдельных аудиторских заданий, оценка подбора кадров и повышения их квалификации.

3. Полнота и своевременность уплаты членских взносов членами Ассоциации, соблюдение иных уставных требований.

По итогам проверки экспертами проверки качества будут выдаваться рекомендации по оценке качества аудита и соответствующие сертификаты.

Таким образом, впервые за 21 год существования белорусского аудита в республике может появиться система независимой оценки результатов и выводов, произведенных аудиторскими организациями по итогам аудиторских проверок, в частности, заключений, отчетов и рекомендаций, выданных аудиторами аудируемым лицам. Результаты проверки будут оцениваться по балльной системе с присвоением итоговой оценки. В зависимости от результата проверки в отношении аудиторской организации могут быть применены организационные меры — не более. Нынешнее законодательство не позволяет наложить какие-то суровые санкции на аудиторские организации, чье качество работы окажется ненадлежащим. Полагаю, что этот пробел со временем придется устранять: ведь усилия профессионального сообщества лишь тогда дают результат, когда они подкреплены соответствующими правовыми механизмами.

НАПРИМЕР, в России обязанность регулярного проведения процедур внешнего контроля качества аудита в отношении своих членов возложена на саморегулируемые организации аудиторов. Но при этом создана определенная нормативная база, включая создание источников финансирования работы независимых контролеров и развития методологии воздействия на тех, у кого выявляются нарушения (от предупреждения до исключения из аудиторского реестра). В свою очередь Минфин РФ и Росфиннадзор также осуществляют внешний контроль качества работы аудиторских организаций и надзор за работой аудиторских объединений. Система работает не идеально, но обладает большим потенциалом развития.

К сожалению, в отечественном законодательстве подобных норм пока нет. Поэтому аудиторам, всерьез озабоченным проблемами развития своей профессии, приходится сегодня действовать на голом энтузиазме, без материальной, почти без правовой поддержки. Не слишком широк пока и круг добровольцев, согласных на такой контроль. Зато их не столь щепетильные коллеги озабочены не столько качеством своей работы, сколько сохранением нынешних критериев обязательного аудита и безнаказанности за плохую работу.

Рано или поздно государство и общество осознают важность аудита и вынуждены будут устранить перегибы, порожденные отменой лицензирования вида деятельности, от которого в цивилизованных странах во многом зависит экономическая безопасность и финансовое благополучие предприятий, инвесторов, фондового рынка и денежно-кредитной системы.

Леонид ФРИДКИН
 

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

В декабре Совет по финансовой отчетности Британии (FRC) объявил, что с 2013 г. штрафы за нарушения на аудиторские компании будут налагаться исходя из размеров их выручки и прибыли (в расчете на одного партнера) с учетом доли на рынке и числа клиентов. Верхняя граница штрафов не устанавливается. Это, по мнению FRC, позволит точнее определить адекватность наказания допущенным нарушениям и одновременно учесть платежеспособность самой компании. Интересно, что первоначально выдвигалось предложение привязать штрафы к размеру аудиторского вознаграждения. Но FRC, посоветовавшись с общественными бухгалтерскими организациями (ACCA, ICAEW, ICAS, CIMA, CIPFA) и крупнейшими фирмами, забраковал эту идею, полагая, что при таком раскладе вряд ли можно рассчитывать на повышение доверия к аудиторской профессии.