$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Факты, комментарии

Арифметика с географией

11.12.2007

Ежегодно в белорусских лесах образуется примерно 7,8 млн. «плотных» кубометров древесных отходов. К 2012 г. эта цифра может возрасти до 9 млн. Распределены они неравномерно: чем лесистее район, тем отходов, естественно, больше. Cколько конкретно на той или иной территории — знать об этом важно для планирования размещения объектов малой энергетики, использующих древесину. Сделать это поможет географическая информационно-аналитическая система (ГИС), разработанная в рамках проекта ПРООН/ГЭФ «Применение биомассы для отопления и горячего водоснабжения в Республике Беларусь». Об этой системе рассказывает эксперт проекта Ирина АНАНИЧ.

— Как правило, ГИС применяется там, где важна «привязка» объекта к местности. В частности, когда следует учитывать такие факторы, как болотистость почв, наличие или отсутствие радиоактивного загрязнения территорий, количественные и качественные характеристики местных производителей и потребителей энергии.

Применительно к нашей ситуации задача сформулирована следующим образом: на карту республики нанесены населенные пункты, дороги, лесные массивы. Есть данные о том, какие мероприятия лесопользования и ухода будут проводиться в том или ином квартале — участке размером 100 х 100 м, существуют ориентировочные нормативы образования отходов по каждому типу мероприятий с учетом пород деревьев. Необходимо предложить оптимальные варианты размещения котельных, работающих на древесных отходах, с учетом экономической целесообразности, уровня производства электрической и/или тепловой энергии, реальной возможности доставки топлива и других факторов.

Отличительной особенностью любой ГИС является то, что ее информационное наполнение, как правило, выполняется на основе различных официальных источников. Следовательно, для эффективной работы системы в целом очень важно решить проблему межведомственной координации, а именно обновления информации и внедрения результатов работы на различных уровнях. Причем данные должны быть максимально полными и достоверными. Следовательно, необходимо согласовать механизмы сбора и учета сведений о наличии тех же древесных отходов, их количестве и качестве, решить другие задачи, обеспечивающие принятие впоследствии грамотных управленческих решений.

Другая актуальная проблема — практическое использование рекомендаций, получаемых в результате функционирования ГИС. Пока она работает в режиме «обкатки» в рамках международного проекта технической помощи и до его окончания не может обслуживать коммерческие организации, в частности, занимающиеся энергоаудитом и деревозаготовкой, которые уже сегодня проявляют к ней большой интерес и готовы платить за предоставляемые сведения. Информация на безвозмездной основе предоставляется лишь достаточно узкому кругу организаций.

Система изначально разрабатывалась как инструмент государственного учета и планирования. Однако несмотря на большое количество не решенных к настоящему времени вопросов межведомственной координации, министерства, другие органы республиканского и местного управления, организации и предприятия с большим интересом следят за ее развитием. Так, совсем недавно ГИС была дополнена базами данных экологической информации, что позволит оценивать фоновый уровень загрязнений по соединениям азота и серы в зоне предполагаемого строительства котельных на древесном топливе и производить первичную оценку требований к очистным сооружениям (пылеуловителям, газоуловителям и др.), предъявляемым при прохождении ими экологической экспертизы. А как известно, это существенно влияет на стоимость строительства и экономическую эффективность объектов.

При наполнении системы дополнительными информативными «слоями» можно значительно расширить круг решаемых с ее помощью задач. Например, оптимизировать прокладку высоковольтных линий электропередачи, продуктопроводов и других энергетических объектов. Словом, ГИС может служить серьезным вспомогательным инструментом при принятии управленческих решений в различных областях.

Решать проблемы своевременного обновления информации и практической реализации возможностей системы необходимо комплексно: поскольку получаемые в результате ее функционирования сведения будут использовать многие республиканские и местные органы госуправления, то и исходные данные в рамках своей компетенции они должны предоставлять в полном объеме и своевременно. Представляется, что определить механизм их взаимодействия и координации целесообразно на уровне правительства при поддержке департамента по энергоэффективности Госстандарта — национального исполнителя проекта.