$

2.1336 руб.

2.4185 руб.

Р (100)

3.1868 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Образование

АРИФМЕТИКА ЛИЧНОГО КАПИТАЛА

08.07.2011

 

Июль — время выбора для абитуриентов. Впереди пять лет учебы, причем для некоторых — платной. Стоит ли вкладывать деньги в свое образование, и как скоро окупятся эти затраты? Сколько будет стоить дипломированный специалист? Ответы на эти вопросы дает математический расчет.

Сама мысль определения рыночной ценности человека выглядит необычно. Тем не менее наши знания и опыт — это капитал, а значит, отдачу от него можно рассчитать так же, как и от любых других инвестиций — исходя из затрат на их создание и альтернативных доходов, например, по банковскому депозиту. К примеру, если среднемесячная зарплата работника сегодня составляет 1 648,7 тыс. Br в месяц, а ставка по депозитам в среднем — 28% годовых, то его рыночная ценность равна 70 658,6 Br (1 648,7 х 12 х 100 / 28). Правда, «обналичить» эту сумму можно только одним путем — постоянно «продавать» свой труд на рынке. При этом, как писал автор бестселлера «Думай и богатей» Наполеон Хилл, «хорошие мозги, если их правильно преподнести, являются более перспективным товаром, чем какой-либо другой» и могут быть куда доходнее, чем банковский депозит, золото или валютные накопления.

Исходя из создаваемого человеческим капиталом дохода, можно оценить доходность и окупаемость инвестиций в этот капитал, в т.ч. в получении образования. Надо лишь точно знать, зачем учиться и на какую финансовую отдачу после этого рассчитывать.

Исходные данные: приблизительный уровень дохода специалистов того или иного уровня на местном рынке труда и стоимость обучения. Эта информация вполне доступна каждому. К примеру, стоимость обучения в ведущих государственных университетах, по данным с их сайтов, еще недавно составляла около 4,5–5 млн. Br. Следовательно, за пять лет обучения затраты составят в среднем 23,75 млн. Br. К этому надо добавить расходы на жизнь. На май–июль 2011 г. бюджет прожиточного минимума для детей-студентов утвержден в размере 342 370 Br. Как прожить на такие деньги, видимо, знают лишь те, кто вывел такую сумму. В реальности содержание студента-иждивенца обойдется примерно в 800 тыс. Br в месяц, а если он уехал учиться в другой город — еще больше. Таким образом, затраты в год составят 14,35 млн. Br (4,75 млн. + 0,8 млн. х 12), а за пять лет — 71,75 млн. Br. Это и есть сумма вложений в обучение себя или своего ребенка. Если бы такие деньги лежали на сберегательном вкладе в АСБ «Беларусбанк», то за три года при нынешних ставках они принесли бы доход 83,47 млн. Br.

Соответственно «отдача» от молодого специалиста, если он и его родители надеются за 3 года окупить свои инвестиции в его обучение с приемлемым уровнем доходности, должна быть на уровне ежемесячной зарплаты 4,3 млн. Br в месяц ((71,75 млн. + 83,47 млн.) / 36 месяцев). В реальности выпускнику вуза столько в Беларуси вряд ли дадут: свои амбиции нужно подкрепить чем-то, помимо желания высокой зарплаты. Диплома и декларируемых в резюме знаний компьютера и английского языка, креативности, коммуникабельности и трудолюбия не всегда достаточно, чтобы приносить нанимателю добавленную стоимость. Чтобы получить необходимые опыт и навыки, придется сначала соглашаться на куда более скромную зарплату. Разумеется, срок окупаемости инвестиций в образование затянется на значительно более долгое время. Если, конечно, через 2–3 года не окажется, что вы ошиблись с выбором вуза и хотите заниматься чем-то совсем другим. К тому же образование в Беларуси дорожает — недавно министр образования Сергей Маскевич сообщил, что, по прогнозу, стоимость платного обучения в вузах, подчиненных министерству, на 2011–2012 учебный год может вырасти в среднем на 20%.

Зная заранее потенциальную рыночную ценность получаемого образования и окупаемость инвестиций в него, можно сформировать совсем иное отношение к процессу обучения, его качеству, преподавательскому составу. Неудивительно, что заочное образование так привлекательно для многих. Оно значительно дешевле, т.е. стоимость инвестиций в него меньше, следовательно, отдача (при прочих равных условиях) может быть значительно выше.

Как и любые другие вложения, знания тоже подвержены инфляции, правда, своеобразной. Так что, если не повышать постоянно уровень своей профессиональной компетенции, то рыночная ценность вашего человеческого капитала очень быстро обесценится. Если это не отражается на зарплате, то лишь по снисходительности нанимателя (или из-за его неумения считать). Однако рано или поздно встанет вопрос об оценке работы специалиста и приведении его зарплаты к реальной стоимости создаваемого труда — если таковая вообще еще осталась.

Способность работника использовать свои знания не обесценивается, если они применяются на практике, постоянно наращиваются и обновляются. Если же любое из этих условий не выполняется, то с годами находить работу и повышать доход становится все труднее. Поэтому нужны последующие инвестиции — на этот раз в повышение квалификации. Скажем, стоимость курсов по получению какого-то сертификата стоит 6 млн. Br, а его наличие позволяет надеяться на 20-процентное повышение зарплаты. Если сегодня она составляет 2,5 млн. Br в месяц, то легко подсчитать, что очередная инвестиция окупится за год (2,5 млн. х 20% х 12 месяцев = 6 млн.).

Кроме того, чтобы «мозговой капитал» медленнее «амортизировался», необходимо иметь реальный денежный резерв, скажем 10% от его стоимости, для восстановления физических сил, поездки в отпуск. Это не только приятный отдых, а «простое воспроизводство» самого себя. Ведь мы не вечны. Надо успеть создать свою рыночную стоимость и извлечь из нее максимальную выгоду.

Игорь ЛЕЩИНСКИЙ