Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Инвестиции
21.06.2002 4 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Арифметика бизнеса

Оценка рыночной стоимости -- не единственный способ сопоставлять компании по размеру.

Оценка рыночной стоимости -- не единственный способ сопоставлять компании по размеру.

Совершенного способа сопоставлять компании по размеру и мощи не существует. Как не существует и единого критерия: важность каждого показателя компании зависит и от способа ее организации, и от бизнеса, которым она занимается.

Но Financial Times считает, что лучшую оценку компаниям дают сами инвесторы.

Американская сеть супермаркетов-дискаунтеров Wal-Mart стала в прошлом году мировым лидером по объемам продаж. В ежегодном списке журнала Fortune Wal-Mart -- 1-я среди 500 крупнейших компаний, а вот в списке FT-500 -- лишь 4-я. Нефтяной гигант Exxon Mobil, 2-й по объему продаж, стоит в списке FT на 3-м месте. И наоборот, лидер списка FT компания General Electric в журнале Fortune занимает только 6-е место.

С этими несоответствиями ничего не поделаешь. Редакторы журнала Fortune уверены, что величина компании определяется ее оборотом, а Financial Times оценивает компанию по ее рыночной стоимости (капитализации), т.е. стоимости одной акции этой компании, умноженной на число ее акций.

Спор о достоинствах и недостатках этих критериев -- из разряда вечных. Минусы рыночной оценки очевидны. Рынки склонны поддаваться стадному чувству, так что многие динамично растущие корпорации или компании-шулеры, такие как Enron, оказываются в итоге переоценены. Где сейчас все те технологические и телекоммуникационные компании, доминировавшие в рейтингах 1999 и 2000гг.? Рыночная стоимость -- это всего лишь отражение представлений акционеров о будущем компании, а представления у людей иногда быстро меняются.

Важный недостаток рыночной оценки и в том, что в список FT-500 не попадают те компании, акции которых вообще не котируются на бирже. Это огромные государственные предприятия, например венесуэльская РdVSА, по обороту примерно равная транснациональному гиганту Рhiliр Morris (28-й в списке FT). Это и огромные компании, принадлежащие частным лицам, например шведская IKEА или датская Lego. А как быть с алмазным монополистом De Beers, который еще в 2001г. был публичной компанией, а теперь является частной?

Но и у оценки компаний по их обороту есть очевидные недостатки. Например, кредитные организации не получают в этом случае достойной оценки. Для банков важен не только доход от услуг, оказанных в этом конкретном году, но и, к примеру, кредиты, выданные на 10 лет. Кроме того, при оценке бизнеса по его обороту компании с высокими доходами получают неоправданное преимущество перед компаниями с высокой прибыльностью. И еще: во многих случаях годовые продажи не дают представления о перспективах компании и динамике ее развития.

Учитывая все это, Financial Times склоняется к капитализации как к наименее уязвимому критерию оценки размеров бизнеса компании. Все-таки данные о компаниях снимаются в один и тот же момент -- это похоже на равные условия. В рейтинге участвуют и те, кто пока не приносит прибыль. Победы и поражения банков и финансовых компаний тоже учитываются.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by