$

2.1364 руб.

2.4873 руб.

Р (100)

3.1332 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проекты

Аргументы БГУ

25.07.2008

В числе основных достоинств технологии, предложенной белорусскими учеными, возможность использовать биокомпонент — метиловые эфиры — в любой пропорции в смеси с нефтяной соляркой. Автомобили могут работать и на 100-процентном эфире без конструкционных изменений двигателей.

В то же время использование 5-10% рапсового масла в качестве биокомпонента (новоельнянский вариант) не может в перспективе решить топливную проблему в республике. Более высокое содержание масла требует изменения конструкции моторов. К слову, такие технические решения уже есть: машина запускается на нефтяном топливе, прогревается, а потом переключается на чистое рапсовое масло. К примеру, в СПК «Новоселки-Лучай» Поставского района приобрели сельскохозяйственную технику, которая при запуске работает на солярке, а после переключается на 100-процентное рапсовое масло. Но применять технику, оснащенную такими двигателями, можно только при теплой погоде, зимой вязкость рапсового масла увеличивается, оно теряет способность течь. По этой причине НИИ физико-химических проблем предложил Новоельнянскому межрайагроснабу использовать его смесевое топливо не как моторное, а как котельное. Это также позволит увеличить долю биокомпонента до 70%.

Ученых БГУ смущают также результаты испытаний топлива, содержащего не метиловые эфиры, а чистое рапсовое масло. К примеру, в России на Кубанской машиноиспытательной станции в 2006 г. тестировали смесь, содержащую 75% рапсового масла и 25% нефтяной солярки, на тракторе Беларусь с двигателем Д-240. Испытания до конца не довели — заклинил двигатель из-за плотного нагарообразования и осмоления деталей цилиндро-поршневой группы. Аналогичные эксперименты ставили в Европе и отказались, начав выпускать метиловые эфиры.

Использование последних выгодно даже с учетом того, что они вызывают падение мощности двигателя на 2-5% в силу более низкой энергии сгорания в сравнении с углеводородами нефтяной фракции, утверждают в НИИ физико-химических проблем БГУ. В Европе также столкнулись с этой проблемой, однако при комплексном подходе к переработке рапса производить данный вид биотоплива все равно выгодно, поскольку экономится нефть. Кроме того, при переработке рапса получают большое число полезных побочных продуктов.