Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №5 (2502) от 21.01.2022 Смотреть архивы
USD:
2.5752
EUR:
2.9187
RUB:
3.3594
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

АРГУМЕНТЫ "АМКОДОРА": кадры, менеджмент, новые технологии

Один из крупнейших производителей дорожно-строительной техники в странах СНГ - открытое акционерное общество "Амкодор" готовится отметить в 2007 году свое 80-летие. Возраст внушает почтение, а вот амбициозные цели, которые уже несколько лет подряд ставит перед собой предприятие, - на зависть конкурентам. Основная из них - удовлетворить спрос, который и сегодня достаточно высок у его потребителей, прочнее закрепиться на традиционных сегментах рынка, выйти со своей продукцией на новые...
Один из крупнейших производителей дорожно-строительной техники в странах СНГ - открытое акционерное общество "Амкодор" готовится отметить в 2007 году свое 80-летие. Возраст внушает почтение, а вот амбициозные цели, которые  уже несколько лет подряд ставит перед собой предприятие, - на зависть конкурентам. Основная из них - удовлетворить спрос, который и сегодня достаточно высок у его потребителей, прочнее закрепиться на традиционных сегментах рынка, выйти со своей продукцией на новые.

Что думает о планах предприятия его финансовый директор, доволен ли тем, как оно развивается, отвечает ли сложным задачам выбранная стратегия?  Об этом и многом другом - беседа  нашего корреспондента с заместителем генерального директора ОАО "Амкодор", финансовым директором общества Николаем ДИКУНОМ.

- Николай Иванович, с какими результатами ОАО "Амкодор" завершило 2005г., и какие задачи намерено решить в 2006 г. в области расширения производства, ассортимента продукции, рынков сбыта? Позволяет ли в полном объеме это сделать нынешнее финансовое состояние предприятия?

- Старейшее предприятие республики ОАО "Амкодор" в последние годы прирастало не только объемами продаж востребованной на постсоветском пространстве специальной техники (погрузчиков, бульдозеров-экскаваторов, катков, дорожных, аэродромно-уборочных, лесопромышленных и сельскохозяйственных машин), но и новыми заводами. Кроме хорошо известного всем "Ударника", у нас в Минске еще два предприятия, входящие в состав ОАО, на которые падает основная нагрузка по выпуску продукции, - "Дормаш" и "Дормашмет". Второй год мы активно выполняем заказы сельхозорганизаций в рамках Программы возрождения и развития села: хлеборобы и животноводы получили более 700 фронтальных погрузчиков грузоподъемностью 3 и 4 тонны. На очереди - зерносушилки и зернокомплексы. Этим занимаются дочерние предприятия "Амкодор-Можа" в г.  Крупки Минской области и "Амкодор-Пинск" в г.Пинске Брестской.

В систему предприятий "Амкодор" входят также дочерние предприятия "Амкодор-Уникаб" (Молодечно, производство кабин), "Амкодор-Унимод" (Шабаны, производство ведущих мостов), "Дормашсервис" (обслуживание и ремонт техники производства ОАО "Амкодор"), "Эластомер" (изготовление резинотехнических изделий) и "Амкодор-торг" (заводские столовые, обеспечивающие горячим питанием наших работников на всех заводах ОАО). Недавно появилось еще одно -- на базе приобретенного в собственность убыточного сельхозпредприятия Могилевской области - "Амкодор-Шклов".

Усилиями достаточно большого коллектива (более 4000 специалистов самого разного профиля), объединенного одной целью, мы произвели в минувшем году продукции более чем на 274,5 млрд. руб. (с НДС), 41,6% которой приобретено белорусскими заказчиками, 52,8%- продано в Россию, 5,6% - в дальнее зарубежье. Темпы роста объема товарной продукции в сопоставимых ценах по отношению к 2004 г. составили 132,9%, а в 2004-м (по отношению к 2003г.) - 134,5%. Среднегодовой темп прироста продукции за 2001-2005гг. составил 20,7% против установленного по Министерству промышленности 5,4-6,3%.

В 2004-2005гг. в основные производственные фонды инвестировано более 18 млрд. руб., что уменьшило степень их износа с 80% до 68,9%.

Объем производства товарной продукции по плану на 2006 г. должен составить не менее 112% к уровню минувшего, рентабельность реализованной продукции - 14,0%.

- В таком случае каждое отвлечение средств от этих планов наверняка оказывается болезненным для предприятия, я имею в виду покупку убыточного хозяйства на Могилевщине. Не пожалели о сделке?

- Средств вложили в него действительно немало: 4 млрд. руб. только в прошлом году. Кроме того, выступили поручителями при заключении лизинговых контрактов на поставку сельхозтехники и оборудования. Общие затраты составили пятую часть балансовой прибыли. Новых инвестиций потребует и дальнейшее развитие хозяйства, вывод его на рентабельный режим работы. В конечном счете, полагаем, справимся, и вложенные средства не будут потеряны. Первые результаты уже есть: в 2005 г. объем производства составил 134,9%, заработная плата работников - 224,6%, прибыль - 81 млн. руб.

- Поговорим о продажах. Как и за счет чего прирастали?

- Я уже называл цифры роста объемов выпускаемой продукции. Примерно с таким же ростом шла и ее реализация. Сегодня "Амкодор" продает практически всю свою технику на условиях предварительной оплаты. Меня, как финансиста, это не может не радовать: вал хоть и не главный, но очень существенный фактор. Чем больше объем товарной продукции, тем меньшие имеем удельные затраты на единицу продукции.

Взять хотя бы 2004 г. - на рубль товарной продукции затраты составляли 90 копеек. В 2005 г. - уже 88 копеек. Если рентабельность по итогам 2004г. достигнута 11,4% при плане 10%, то по итогам минувшего уже 13,6%. Здесь как раз и сказался фактор роста объемов производства. Росли цены на материалы, комплектующие, но мы сумели все-таки увеличить рентабельность и прибыль в абсолютной ее величине.

Искоренили начисто бартер. А ведь еще четыре года назад ситуация была другой: товарообменные операции составляли порядка 80% всех продаж. Вообще это был очень сложный период, и пройти его нам помогла банковская система республики. Сейчас также привлекаем достаточно большие кредитные ресурсы, но они идут главным образом на обновление основных фондов, закупку современного оборудования.

По итогам 2005г. доля собственного капитала в общем объеме оборотного составила порядка 25%. Основные источники пополнения "оборотки": собственная прибыль, а также средства покупателей, которые нам верят и работают с нами на условиях предоплаты, поставщиков, с которыми мы рассчитываемся за продукцию на договорных условиях (с отсрочкой платежа), и надежные банки (ОАО "Белпромстройбанк", где у нас открыты все счета, УП "ИБ "Москва-Минск" и ЗАО АКБ "Белросбанк" - валютные счета).

О финансовом состоянии предприятия говорит и тот факт, что чистая прибыль, которую в 2005г. мы смогли заработать и которая осталась в распоряжении предприятия, выросла почти в три раза. При этом политика акционерного общества не изменилась и направлена на то, чтобы заработанное не проедалось, а шло на его развитие.

Нужны средства, чтобы постоянно обновлять оборудование и технологии, обучать специалистов и при этом не только оставаться на плаву, но и быть конкурентоспособным на рынке. Это все затраты, и немалые: в 2006г. планируем вложить порядка 40 млрд. руб. на обновление станочного парка, новые технологии и разработки.

- Какие особенности организации производства отличают "Амкодор" от других предприятий машиностроительной отрасли республики, и как это влияет на общие тенденции его развития?

- Нас отличает полный цикл производства. Выпускаемые ОАО "Амкодор" машины проходят процесс не только сборки, но и производства деталей, узлов и агрегатов на предприятиях, территориально расположенных у нас в республике,- это очень важно.

Преимуществом "Амкодора" является также не только многолетний опыт изготовления техники, но и наличие в составе Общества управления генерального конструктора. Мы имеем свое заготовительное производство с современнейшим оборудованием, выполняющим плазменную резку и раскрой стальных листов металла толщиной до 100 мм, распиловку круглого проката, труб и т.д. Все это позволяет достаточно эффективно, точно и экономно использовать металл, изготавливать из него практически все узлы, детали и заготовки, необходимые для выпуска машин. Единственное, чего нам не хватает, так это, пожалуй, кузнечно-прессового и литейного оборудования. Но нельзя объять необъятное, для того и существует кооперация. Мировой опыт говорит как раз о том, что продукция специализированных компаний намного дешевле. Так и поступаем, размещая заказы на изготовление литых и кованых заготовок на "Центролите", "БелАЗе", КЗТШ, "МТЗ". По кооперации работаем с Минским заводом шестерен (изготовление зубчатых колес).

Настойчиво развиваем у себя производство основных узлов и агрегатов, которые, в сущности, и определяют работоспособность нашей техники. В первую очередь, это узлы гидравлической системы, в т. ч. распределители. В настоящее время их поставляет Гомельский завод "Гидропривод", наладили и свое производство - приобрели точные станки, что позволяет изготавливать четырехсекционные распределители нужного качества и количества и не зависеть от поставщиков. А материалом для этих изделий является качественная отливка. Сегодня ее может обеспечить только Липецкий завод "Центролит" в России.

И, конечно, изготовление ведущих мостов, гидромеханических трансмиссий, кабин.

С учетом пожеланий покупателей закупаем гидрооборудование за рубежом (в Италии, Югославии). Обеспечиваем себя краской из Югославии - ни белорусские, ни российские поставщики пока не могут предложить нам более качественный товар. Все это требует валютных ресурсов.

Такая тактика нам и позволяет наращивать экспорт: в 2005г. он составил 34 млн.USD, импорт - 21 млн.USD. По импорту мы приросли на +45%, по экспорту - +66,5%.

- Сказалась, видимо, и благоприятная в целом конъюнктура на рынке...

- Мы это прекрасно понимаем. Скорее всего, такие возможности относительно кратковременны, и грех этим не воспользоваться.

- Николай Иванович, в 2005г. подведомственные Минпрому предприятия потеряли в России около 30% потребителей из-за перехода во взаимной торговле на принцип взимания НДС по стране назначения- такие цифры озвучены на недавней  итоговой коллегии министерства. А как справился с этой задачей "Амкодор"?

- Приведенные цифры по объему экспорта говорят сами за себя. Но учитывая то, что основной и покупатель, и поставщик для нас- Россия, переход на новый принцип взимания НДС был и для нас испытанием на прочность.

С одной стороны, вроде бы, беспокоиться нечего: экспорт у нас превышал импорт и в 2004 г. А плательщиками НДС мы являемся ведь только при ввозе (то есть по импорту). И хотя минувший год в целом показал, что мы достаточно плавно перешли в другой режим работы, некоторые шероховатости остались.

К примеру, сегодня мы имеем постоянную переплату по НДС и ежемесячно должны приглашать представителей налоговой инспекции для того, чтобы перепроверить (опровергнуть или подтвердить) наши расчеты-отчеты. А суммы, которые таким образом ежемесячно "зависают", колеблются от 500 млн. руб. до 1 млрд. руб. в пользу ОАО "Амкодор". Вот так каждый раз вроде как сами "вызываем огонь на себя", волнуемся, переживаем.

Есть и другой момент. Наши российские покупатели обязаны сами заплатить НДС в течение 90 дней. И показать эти цифры, а если не уплатили - платим мы. В такой же ситуации оказываются и россияне. Непонятная логика: мы поставили товар, выполнили перед поставщиком все условия. Если уплата не произведена - это проблема налоговой системы России. Почему мы должны закрывать и устранять огрехи юридического лица - резидента другой страны?

Возникает также масса вопросов, связанных с моментом отражения в нашем учете пришедшего из России товара. Если он идет из "дальнего" зарубежья, все оказывается значительно проще. Поступает груз на таможню - заплатил причитающуюся сумму, в том числе и НДС, если нужно - таможенную пошлину - и твой товар в свободном обращении.

Когда товар приходит непосредственно на предприятие, его оформление иногда начинается не сразу, а после досылки необходимых документов и предоставления их таможне, прохождения там соответствующей процедуры, и только после этого товаром можно распоряжаться. Разве это правильная практика: пришел груз - одно событие, оприходован на складе и выдан- совершенно другое? Для таможни - одна ситуация, для налоговой инспекции - совершенно другая?

- Представим, что Россия (вместе с Беларусью или отдельно) вступила во Всемирную торговую организацию. Как это скажется на финансовом состоянии предприятия, на отношениях с российскими партнерами, рынках сбыта? Готово ли ОАО "Амкодор" к такому повороту событий?

- Как и все промышленные предприятия, мы производим технику, запасные части и комплектующие, пользуясь ресурсами не только белорусского происхождения. И в этой части ВТО, наверное, в какой-то степени нам поможет найти партнеров с более удобными, т.е. более низкими ценами, ведь не секрет, что в ценовом факторе мы сталкиваемся с монополизмом отечественных предприятий, да и российских тоже. А ведь рынок большой, и те же детали (отличного качества!) купить в странах Восточной Европы окажется гораздо выгоднее, чем у нас. И без всяких там ценовых накруток при пересечении границы.

С другой стороны, белорусские предприятия ("Амкодор" в этом смысле не исключение) со вступлением в ВТО неизбежно столкнутся с проблемой реализации продукции. Ведь мы не эксклюзивные производители такой техники. Аналогичную изготавливают во многих странах. А учитывая стремительные темпы развития Китая, его амбиции на европейском рынке, и то, что эта страна уже сегодня достаточно серьезно продвигает свои товары в Россию и Казахстан (на наши основные рынки), это, конечно, вызывает большую тревогу.

Если Россия без нас будет принята в ВТО, ситуация для нас, наверное, будет еще сложнее. Но надо при этом помнить, что вступление в ВТО - процесс не одномоментный, он может растянуться на годы, и заниматься этим нужно уже сейчас серьезно и профессионально.

- Значит, вал сегодня - не аргумент в соперничестве на мировых рынках. На повестку дня выходит укрепление брэнда, профессиональное продвижение его как у себя в стране, так и за рубежом. Что делается для того, чтобы ваша продукция была конкурентоспособной?

- Много внимания  наши конструкторы уделяют улучшению потребительских качеств машин, удобству их эксплуатации. Потому у нас и итальянская гидравлика, и импортные краски, и новый дизайн кабин, соответствующая  внутренняя "начинка".

Для того чтобы техника стала более конкурентоспособной, переходим на производство универсальных шасси. Уходим от классической модели погрузчика как такового, делаем его многофункциональным. Приобретя такую машину, потребитель в проигрыше не останется: она, как палочка-выручалочка, может и черпать, и носить, и грузить, и подавать, и убирать. Для этого есть стрела и ковш, вилы и захват для бордюрного камня, щетка для подметания и отвал для уборки снега. Не случайно интерес именно к такой универсальной технике проявили муниципальные власти Москвы, посетившие недавно наше предприятие. Особое их внимание привлек компактный и маневренный АМКОДОР 208А с целым шлейфом рабочих органов, меняя которые (там предусмотрена даже бетономешалка), легко можно задействовать машину и в строительстве, и на уборке дворов и улиц.

Но конкурентоспособность товара на мировых рынках все в большей мере определяется не только ценовым фактором и свойствами продаваемых машин, но и разнообразием и качеством дополнительных услуг. Сюда входит доставка машин, ввод их в эксплуатацию, обеспечение технического сервиса в гарантийный и послегарантийный периоды, которые проходят под наблюдением специалистов, рассрочка платежа и др. Как российские, так и зарубежные изготовители используют большой набор скидок с прейскурантных цен. Мы тоже постепенно идем по этому пути, с учетом этих факторов выстраиваем свою маркетинговую стратегию.

- Каким образом?

- У себя в республике реализуем продукцию напрямую покупателям, а за ее пределами - через сеть дилеров и дистрибьюторов. Компании-комиссионеры поставляют наши погрузчики в дальнее зарубежье. Дилеры покупают у нас технику с предварительной оплатой, а потом реализуют конечным потребителям в России и в других странах. С нами работают более 30 дилеров, из них в России 23. Кроме того, в России у нас 5 дистрибьюторов (по основным федеральным округам). Мы активно проводим политику на создание и материальное обеспечение в основном силами наших дилеров сервисных центров (14 из них уже аттестованы) в России. Это сегодня необходимо - без сервиса техники просто несерьезно планировать расширение своего присутствия на рынке.

Это важнейшая часть нашей маркетинговой стратегии. То же самое происходит и в Беларуси. Мы начали в прошлом году создавать такие центры в Гомеле и Могилеве - на базе областных объединений сельхозтехники, с которыми заключили договоры о предпродажной подготовке и сервисном обслуживании нашей техники , которая выделялась регионам в рамках Программы возрождения и развития села.

- Что это дало?

- Во-первых, как бы тщательно мы ни готовили технику, до того, как она попадет в руки потребителю, при транспортировке может и немного "развинтиться" и даже получить мелкие повреждения. Хорошая предпродажная подготовка снимает эти проблемы уже на начальном моменте ее эксплуатации. Да и в дальнейшем потребитель спокоен: он знает, случись что, ему не придется ехать в Минск, специалисты всегда рядом. Первый опыт работы с гомельчанами и могилевчанами показал, что мы на правильном пути. В этом году подписали новые договоры об открытии сервисных центров в Гродно, Витебске, Бресте. Минскую область "взяли на себя", создав пять мобильных бригад, которые, как скорая помощь, могут в любой момент выехать по звонку в любое хозяйство области, а при необходимости, и республики.

- Как в связи с проводимыми реформами решается социальная программа на предприятии?

- Надежную технику без хороших специалистов не выпустишь. Сегодня в ОАО "Амкодор" (без дочерних предприятий) работает более 2600 человек. Это их заслуга в том, что предприятие смогло выстоять в трудные годы, а торговая марка "Амкодор" стала известной далеко за пределами республики. Поэтому задача руководства - позаботиться о надежных социальных гарантиях для коллектива, и прежде всего - обеспечить стабильную и достойную заработную плату.

При выработке в 148,8% заработная плата в 2005г. составила 136,3% от уровня 2004г. На начало 2006г. средняя заработная плата достигла 784 тыс. руб., что не ниже, чем на ведущих предприятиях республики. Бизнес-планом на 2006г. предусмотрено ее повышение минимум на 15%. Забота о ветеранах, горячее питание в заводских столовых, дотации на оплату санаторных путевок и отдыха детей в здравницах Беларуси и на Черноморском побережье, спортивные праздники и культурно-массовые мероприятия - важные составляющие такой социальной поддержки. В этом году продолжим ремонт в двух заводских общежитиях, планируем завершить строительство нового жилого дома, начатое еще несколько лет назад.

- Николай Иванович, а какими новинками ОАО "Амкодор" порадует потребителей в 2006г.?

- В этом году будем активно заниматься зерносушильными комплексами для сельского хозяйства. Если в прошлом году изготавливали зерносушилку отдельно, то в этом мы будем сдавать ее, что называется, "под ключ" - в комплексе, необходимом для этого производственного цикла.

Предполагаем наладить выпуск известных марок наших машин с новым дизайном, с улучшенными потребительскими качествами, например, погрузчиков с  телескопической стрелой, позволяющей получить высоту подъема до 6 м (АМКОДОР 525) и до 12 м - (АМКОДОР 536).

Занимаемся лесной "тематикой"- для Беларуси она очень актуальна: хозяйства остро нуждаются в удобной и производительной технике для транспортировки леса. Наши специалисты разработали такие машины, и на последних испытаниях они показали отличные результаты. Уже в первой половине текущего года первая опытно-промышленная партия будет готова к реализации.

А в портфеле у наших конструкторов - еще много новых и интересных проектов.

Вообще говоря, мы в 2006-м и последующие годы намерены радовать не только наших покупателей, но и всех работников ОАО "Амкодор" и дочерних предприятий. На основе расширения модельного ряда и роста продаж высокопроизводительной, надежной и удобной в эксплуатации техники мы будем обеспечивать рост объемов производства, увеличение количества рабочих мест, улучшение условий труда, достойную заработную плату (учитывающую, в том числе, и личный вклад каждого работника в общие результаты), укрепление в целом финансового положения всех предприятий системы "Амкодор".

Делаем и будем делать все для того, чтобы работать на "Амкодоре" было престижно, а каждый наш рабочий и специалист с гордостью говорил: "Я - с "Амкодора".