Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №32(2726) от 26.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2385
EUR:
3.474
RUB:
3.503
Золото:
241.58
Серебро:
2.82
Платина:
94.23
Палладий:
105.27
Назад
COVID-19
03.04.2020 10 мин на чтение мин
«ЭГ» выпуск №25 (2324) от 03.04.2020
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Арендный пряник и ценовой кнут

Фото: Ludek Perina/CTK Globallookpress

Новый проект указа предоставит отсрочку платежей арендаторам государственного имущества. Базовую арендную ста­в­ку при этом заморозят.

Одновременно принято довольно странное постановление о регулировании цен. Очевидно, что их рост оно не сдержит, но может вызвать дефицит многих товаров.

 

До октября аренду не платим

Деловое сообщество ожидало, что на текущей неделе будет решена судьба пакета предложений по поддержке экономики в условиях пандемии COVID-19 (см. ст. «Поэтапно и для самых уязвимых. Правительство под­держало предложения бизнеса» в «ЭГ» № 24).

После того, как 26 марта проект обсуждался в правительстве, о дальнейшем развитии инициативы не сообщалось. В пресс-службе Совмина «ЭГ» не уточнили, на каком этапе сейчас работа над документами, предложив «подождать немного».

Пока единственное ведомство, которое публично развило свою инициативу, – Госкомитет по имуществу (ГКИ). Это ведомство сообщило об основных положениях разработанного им проекта указа о предоставлении отсрочки по уплате арендной платы.

Указ «Об арендных отношениях» коснется таких сфер, как туризм, транспортные услуги, гостиничный и санаторный бизнес, общест­венное питание, бытовые услуги. Нормы документа коснутся арендаторов недвижимости, находящейся в государственной собственности (более 50% акций в собственности рес­публики или административно-­территориальных единиц).

Планируется предоставить:

– отсрочку по уплате аренды до­ 30 сентября;

– отсрочку исполнения обязательств в отношении уплаты арендной платы за землю, налога на землю, налога на недвижимость, уплачиваемых арендодателем за счет арендной платы, с рассрочкой уплаты по 31 декабря.

Для предоставления этих льгот субъектам хозяйствования необходимо будет направить заявление собственнику имущества.

В проекте указа государственным юридическим лицам дано право предоставления покупателям госимущества до 30 сентября отсрочки по оплате имущества, проданного с рассрочкой.

Также до конца сентября запланирован мораторий на рост арендной платы по госимуществу и соответственно применяемой для расчета ее размера базовой арендной величины. Однако в сообщении ГКИ не уточняется, будет ли он распрост­ранять свое действие на уже принятое решение – с 1 апреля арендная плата планово повышена с 16,9 до 17,85 руб.

Судя по всему, в проекте не учтено и предложение бизнес-союзов о введении новых понижающих коэффициентов к базовой ставке.

Со своей стороны Совет по развитию предпринимательства направил в ГКИ дополнительные предложения по проекту.

Совет предлагает дифференцировать меры поддержки субъектов бизнеса в зависимости от их экономического положения. Например, освободить от арендной платы арендаторов в случае приостановления ими деятельности на период такой паузы.

В случае более чем двукратного сокращения объема их выручки за I квартал 2020 г. по сравнению с IV кварталом 2019 г. предлагается предоставить отсрочку по оплате арендной платы с 1 апреля 2020 г. по 31 декабря 2020 г. с рассрочкой ее оплаты до 1 июля 2021 г. исходя из базовой арендной ставки без применения повышающих коэффициентов.

В отношении же арендодателей предложено предусмотреть меры по освобождению либо отсрочке исполнения обязательств по уплате арендной платы за землю, налога на землю, налога на недвижимость и налога на добавленную стоимость, уплачиваемых арендодателем за счет арендной платы.

О возможных сроках принятия Указа пока не сообщается. Однако председатель постоянной комиссии Палаты представителей по жилищной политике и строительству Виктор Николайкин заявил журналистам, что меры поддержки экономики будут приниматься «в ближайшее время – в апреле-мае».

Парламентарий при этом обратился к частным арендодателям с призывом, чтобы и они сделали определенные послабления клиентам.

 

Ценам приказали не расти быстрее 0,5% в месяц

Если в правительстве и обсуждали меры поддержки бизнеса, то непублично. Пока же регуляторный рычаг дернули в противоположную сторону.

Совмин 30 марта принял постановление № 184 «О временных мерах по стабилизации ситуации на потребительском рынке» – «в целях недопущения роста цен и обеспечения потребительского рынка товарами». Более подробной мотивировки принятия, как и отсылок к действующему законодательству, в документе нет.

Минстройархитектуры, Мин­здраву, Минлесхозу, Минпрому, Мин­сельхозпроду, «Беллегпрому», «Бел­лесбумпрому», «Белгоспищепрому», «Белнефтехиму», другим органам госуправления и организациям, подчиненным правительству, облисполкомам и Мингорисполкому, необходимо не допускать роста отпускных цен и тарифов на товары и услуги, оказываемые подчиненными организациями, выше 0,5% ежемесячно.

Невыполнение поручения будет считаться «несовместимым с нахождением руководителей этих органов и организаций в занимаемых долж­ностях».

Но, что важнее, ограничить рост цен тем же показателем в месяц предписано и юридическим лицам всех форм собственности, и ИП, осуществляющим производство, ввоз, реализацию товаров на внут­ренний рынок или оказывающим услуги. Проще говоря, вообще всем.

Любое повышение цен и тарифов должно согласовываться с Комиссией по вопросам государственного регулирования ценообразования при правительстве. Регламент ее работы разрабатывает МАРТ.

Одновременно установлено, что:

  • несоблюдение ассортиментного перечня товаров (т.е. отсутствие какого-то товара в магазине);
  • превышение розничных цен на товары по сравнению с дейст­вовавшими на 1 апреля (без учета снижения цен на время проведения скидочных акций),

– считаются грубым нарушением правил торговли, влекущим за собой последствия в соответствии с законодательством. Разработчики документа напомнили, что нарушение торгового законодательства «влечет уголовную, админист­ративную и иную ответственность».

Решение будет действовать до 30 июня. Напомним, прямое ценовое регулирование в странах ЕАЭС допускается на срок до 90 дней.

Председатель высшего координационного совета Рес­публиканской конфедерации пред­принимательства Владимир Карягин сообщил, что решения принимались без консультаций с бизнес-сообщест­вом. Общественное обсуждение проектов не проводилось.

 

Послабление в госзакупках?

Также Совмин принял постановление № 186, согласно которому до 1 июля возможно изменение условий договора государственной закупки при его исполнении в части изменения цены договора, если изменение стоимости приобретаемых (используемых при выполнении работ, оказании услуг) товаров, таких как лекарственные средства, лечебное питание, медицинские изделия и запасные части к ним, продукты питания, а также сырья, материалов, комплектующих, используемых при производстве товаров, невозможно было предусмотреть при проведении процедуры.

Размер такого изменения должен быть подтвержден расчетом поставщика, подрядчика или исполнителя.

Допускается изменение срока исполнения обязательств в связи с невозможностью их исполнения вследствие возникновения обстоятельств непреодолимой силы.

Постановление принято для «избежания приведения деятельности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) к убыткам».

 

Старые грабли в новых условиях

Строго говоря, власти вернулись к полному ценовому регулированию. Этого в Беларуси не было с декабря 2014 г., когда в преддверии девальвации национальной валюты был введен мораторий на рост цен, действовавший с постепенным ослаблением более трех месяцев.

С тех пор, казалось, многое изменилось. Минторг, проводивший в магазинах рейды в поисках испорченных фруктов, преобразился в Министерство антимонопольного регулирования и торговли, туда пришли молодые управленцы. Подготовлена программа развития конкуренции в Беларуси. Возможно, о ней придется на время позабыть.

И если о предотвращении убытков поставщиков товаров и услуг по госзакупкам вспомнили, то что делать импортерам и производителям в условиях нестабильности на валютном рынке, разрыва логистических цепочек да и вообще-то пандемии со всеми вытекающими из нее не только экономическими последствиями?

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений