$

2.0759 руб.

2.3142 руб.

Р (100)

3.2154 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Аренда и лизинг

Аренда: привести все в соответствие с законом

15.02.2002
О причинах решения об отмене Инструкции о порядке формирования ставок арендной платы юридическими лицами негосударственной формы собственности при сдаче в аренду нежилых зданий (помещений), утв. постановлением Минэкономики от 29 мая 2001 г. N 96, рассказывает судья Конституционного суда Республики Беларусь Валентин Зосимович ШУКЛИН.

Законодательство по вопросам ценообразования надо правильно понимать и применять. Закон Республики Беларусь "О ценообразовании" от 10.05.99г. N 255-З, Указ Президента от 19.05.99 г. N 285 "О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов) в Республике Беларусь" установили четкий круг правоотношений, регулируемых государственными органами в вопросах ценообразования только на товары, работы и услуги. Постановление Совета Министров от 10.02.99 г. N 209 "О некоторых мерах по усилению контроля за соблюдением дисциплины цен" предусматривает, что субъекты хозяйствования при определении уровня отпускных цен (тарифов) на реализуемую продукцию (товары, работы, услуги) обязаны обосновывать его соответствующими экономическими расчетами, а за их отсутствие применяются штрафные санкции. Но арендные отношения не подпадают под эту категорию. Возмездное оказание услуг регулируется главой 39 Гражданского кодекса. По такому договору одна сторона (исполнитель) обязуется по заданию другой стороны (заказчика) оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги (п.1 ст.733 ГК). Отдельные виды услуг рассматриваются в главах 37, 38, 40, 41, 44--47, 49, 51 ГК. По договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование (ст.577 ГК). Отношения, описанные в главе 34 ГК "Аренда" по своей природе совершенно иные, чем при оказании услуг.

Поэтому ссылки в Инструкции о порядке формирования ставок арендной платы юридическими лицами негосударственной формы собственности при сдаче в аренду нежилых зданий (помещений), утв. постановлением Минэкономики от 29 мая 2001 г. N 96, на упомянутый Закон, Указ Президента N 285 и постановление Совета Министров N 209 совершенно необоснованны. Анализ этих документов показывает, что министерство не наделено правом регулировать ставки арендной платы и превысило свои полномочия, обязав субъектов хозяйствования руководствоваться этим документом.

Более того, отдельные положения Инструкции невыполнимы с точки зрения Гражданского кодекса. Так, согласно ст.585 ГК размер арендной платы может изменяться по соглашению сторон в сроки, предусмотренные договором, но не чаще одного раза в год, а ст.622 обязывает проводить государственную регистрацию договоров аренды здания или сооружения, заключенных на срок не менее одного года. Но ставки аренды, рассчитанные в соответствии с Инструкцией, корректируются по мере изменения индексов переоценки основных средств, то есть фактически пересматриваются ежемесячно. Это существенные условия договора. Перерегистрация договора аренды с каждым таким пересчетом значительно усложняет работу субъектам хозяйствования. А ведь в противном случае он становится недействительным.

Путаница существует и в вопросах бухгалтерского учета аренды. Приказом Минстата от 15.04.99 г. N 80, Минэкономики от 8.04.99 г. N 28, Минтруда от 13.04.99 г. N 41, Минфина от 14.04.99 г. N 85 были внесены изменения и дополнения в Основные положения по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), согласно которым из перечня внереализационных доходов были исключены доходы от сдачи имущества в аренду. Но в Плане счетов бухгалтерского учета соответствующие изменения не производились. Никаких зарегистрированных в установленном порядке документов, предписывающих отражать на счете 46 "Реализация продукции (работ, услуг)" информацию о получении доходов от сдачи имущества в аренду, принято не было.

Разъяснения специалистов по этому вопросу не являются нормативными правовыми актами. А на основании таких частных мнений принимались решения, связанные с уплатой налогов. Отнесение сумм на те или иные счета бухгалтерского учета не могут изменить сущность экономических и правовых отношений. Поэтому Минфину и Министерству по налогам и сборам следует вернуться к рассмотрению налоговых и бухгалтерских особенностей доходов от аренды.

Сегодня еще нельзя сказать, как повлияет решение Конституционного суда на финансовые результаты организаций. Корпоративные союзы еще не выработали ясной позиции по уровням ставок аренды у субъектов хозяйствования различных форм собственности и не обладают полной информацией по этому вопросу. Но дело в том, что, в принципе, различий в методах определения размера платежей у разных арендодателей не должно быть. Если же они существенно отличаются при сдаче в аренду одинаковых объектов, значит, кто-то занижает цены, демпингует или скрывает доходы от налогообложения. Такое положение недопустимо в рыночной экономике.

Менеджмент: список рубрик
Мы в соцсетях
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы