Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №23(2717) от 26.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2545
EUR:
3.5239
RUB:
3.5097
Золото:
228.08
Серебро:
2.6
Платина:
94.8
Палладий:
105.16
Назад
Консультации
26.07.2005 11 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Аренда: льготы и коэффициенты

Республиканская комиссия по упорядочению использования административных зданий, сооружений, производственных площадей и других объектов государственной собственности с 1 июля 2005г. установила повышающие коэффициенты при взимании арендных платежей дл...

Республиканская комиссия по упорядочению использования административных зданий, сооружений, производственных площадей и других объектов государственной собственности с 1 июля 2005г. установила повышающие коэффициенты при взимании арендных платежей для некоторых категорий арендаторов и отдельных объектов государственной собственности Гродненской, Минской, Витебской областей и г.Минска (протокол от 2005-06-17г. № 26).

Чем вызваны эти нововведения и кого конкретно они затронут? На этот и другие вопросы читателей отвечает ее ответственный секретарь Республиканской комиссии, заведующий сектором арендных отношений управления правового и кадрового обеспечения Управления делами Президента Республики Беларусь Сергей БАЙДА.

Право вводить для отдельных категорий арендаторов и объектов госсобственности повышающие и понижающие коэффициенты при определении размера арендной платы предоставлено Республиканской комиссии Указом главы государства от 2002-09-30г. № 495 "О совершенствовании порядка определения размеров арендной платы и передачи в безвозмездное пользование общественных, административных и переоборудованных производственных зданий, сооружений и помещений, находящихся в государственной собственности". Как правило, каждое такое решение основывается на доскональном изучении ситуации, анализе практики арендных отношений.

По этой причине и были внесены изменения в применении коэффициентов для таких категорий арендаторов, как бывшие балансодержатели зданий (помещений), а также организации, имеющие равные с ними права на льготу по аренде, которых и затронул упомянутый документ.

Напомним, что в свое время одним из решений Республиканской комиссии (протокол от 2002-12-12 г. N 12) были установлены понижающие коэффициенты к базовой ставке арендной платы для государственных юридических лиц, бывших балансодержателей зданий, в размере 0,05, для негосударственных - 0,2, обеспечивающие размер арендной платы не ниже амортизационных отчислений, налогов и платежей, которые вносятся в бюджет арендодателем в соответствии с налоговым, бюджетным и иным законодательством (согласно п.5 Положения, утв. Указом № 495).

Аналогичные понижающие коэффициенты были установлены также и для некоторых организаций, имеющих равные с бывшими балансодержателями зданий (помещений) права на льготу по арендной плате.

Комиссия решила с 1 июля 2005г. для данной категории арендаторов установить повышающие коэффициенты. Они распространяются на бывших балансодержателей зданий (помещений) негосударственной формы собственности, переданных в установленном порядке в оперативное управление (хозяйственное ведение) организаций, подчиненных Управлению делами Президента РБ, и организаций негосударственной формы собственности, имеющих равные с ними права на льготу по арендной плате, за исключением организаций, финансируемых из республиканского бюджета, а именно:

доля государства в уставном фонде которых составляет менее 70% или менее 70% акций которых принадлежит государству, - 2,0;

доля государства в уставном фонде которых менее 50% или менее 50% акций которых принадлежит государству, - 3,0;

доля государства в уставном фонде которых менее 30% или менее 30% акций которых принадлежит государству, - 4,0;

Для бывших балансодержателей зданий (помещений) госсобственности, переданных в установленном порядке в оперативное управление (хозяйственное ведение) организаций, подчиненных Управделами Президента, и организаций, имеющих равные с ними права на льготу по арендной плате, за исключением организаций, выполняющих функции основного пользователя в областных центрах, которые осуществляют деятельность с рентабельностью по организации выше 15%, установлен коэффициент- 2,0, а там, где он выше 25%, - 4,0.

При этом рентабельность таких предприятий должна быть подтверждена соответствующими данными бухгалтерского баланса за предшествующий год. В случае их отсутствия применяется повышающий коэффициент 4,0.

Комиссия также установила определенное ограничение по применению понижающих коэффициентов для бывших балансодержателей зданий, сдающих помещения в аренду (субаренду) иным юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. Практика показала, что некоторые субъекты хозяйствования, получившие в свое время от государства льготы по арендной плате, сдавали помещения, находящиеся на их балансе, по более высоким ставкам.

Теперь расчеты должны вестись следующим образом:

"Размер площади, при сдаче в аренду которой применяются понижающие коэффициенты 0,05 и 0,2, рассчитывается как разница между арендуемой площадью, передаваемой по договору бывшему балансодержателю, и площадью в иных зданиях и сооружениях, сдаваемой последним в аренду (субаренду) иным юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям.

Размер площади, сдаваемой в аренду (субаренду) бывшим балансодержателем государственной формы собственности, определяется на основании предоставляемой арендодателю копии государственной статистической отчетности 1-азс, заверенной руководителем организации.

Размер площади, сдаваемой бывшим балансодержателем негосударственной формы собственности, определяется на основании соответствующей справки, подписанной руководителем организации, главным бухгалтером и заверенной печатью организации.

В случае непредставления арендодателю вышеуказанных документов при определении размера арендной платы льготные коэффициенты не применяются."

Комиссия разъяснила также применение отдельных пунктов Положения об определении размеров арендной платы за общественные, административные и переоборудованные производственные здания, сооружения и помещения, находящиеся в государственной собственности, утвержденное Указом № 495.

Это касается, в частности, использования понижающего коэффициента 0,1 к базовым ставкам арендной платы, предусмотренный подп.1.1.2 подп. 1.1 п.1 приложения 3 к Положению за площади, арендуемые творческими союзами для размещения служебных помещений, мастерских, галерей, выставочных залов, студий, лабораторий.

Данная норма применяется за площади, арендуемые ассоциацией общественных объединений "Белорусская конфедерация творческих союзов" и творческими союзами Республики Беларусь, которые освобождены от уплаты налогов на прибыль и добавленную стоимость в соответствии с Указом Президента от 9.06.2001г. № 374.

В этом перечне  - общественные объединения "Белорусский союз архитекторов", "Белорусский союз дизайнеров", "Белорусский союз журналистов", "Белорусский авторский фонд композиторов", "Белорусский союз театральных деятелей", "Белорусский союз художников", "Белорусский фонд культуры", "Белорусский союз мастеров народного творчества", "Белорусский союз композиторов" и другие.

Особо хотелось бы обратить внимание на разъяснение комиссии о применении понижающего коэффициента 0,4 к базовым ставкам арендной платы индивидуальными предпринимателями для организации объектов общественного питания с торговой наценкой не выше 70%, для предприятий бытового обслуживания и розничной торговли за все занимаемые ими площади исходя из базовой арендной ставки за производственные помещения.

В практике арендных отношений нередко возникал вопрос: а следует ли применять понижающий коэффициент 0,4 в случае, если юридические лица и индивидуальные предприниматели наряду с деятельностью, предусмотренной подп.1.3.2-1.3.4 подп.1.3 п.1 приложения 3 к Положению занимаются и другими видами деятельности?

Комиссия разъяснила, что понижающий коэффициент 0,4, предусмотренный этой нормой законодательства, применяется за все площади (независимо от их целевого использования: непроизводственное, смешанное, производственное) исходя из базовой ставки арендной платы за производственные помещения, арендуемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в период фактического осуществления соответствующей деятельности в случае, если эти субъекты хозяйствования не занимаются иными видами деятельности.

В обратной ситуации понижающий коэффициент 0,4 применяется за помещения, используемые непосредственно для осуществления соответствующего вида деятельности.

Комиссия также трактовала ситуацию со сдачей в аренду нежилых помещений в общежитиях, жилых домах, гостиницах, поскольку их статус отличается от общественных, административных и переоборудованных производственных зданий.

В общежитиях, жилых домах, гостиницах основная часть санузлов и часть коридоров, расположены в квартирах, комнатах (блоках) и номерах и не являются местами общего пользования. Вместе с тем, как правило, эта часть площадей не включалась в нормируемую площадь, за счет чего размер коэффициента перевода увеличивался. В результате арендатор, занимая нежилое помещение в жилом доме, производил оплату (с учетом соответствующего расчета коэффициента перевода) и за часть площадей туалетов и коридоров, которые находились в упомянутых квартирах, комнатах (блоках) и номерах.

По этому поводу пояснено, что при определении коэффициента перевода при сдаче в аренду нежилых помещений в общежитиях, жилых домах, гостиницах в нормируемую площадь здания, кроме площадей, предусмотренных подп.2.3 п.2 Положения, следует включать также площади санузлов и коридоров, расположенных в квартирах, комнатах (блоках) и номерах, не являющиеся местами общего пользования.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by