Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №3 (2500) от 14.01.2022 Смотреть архивы
picture
USD:
2.5678
EUR:
2.9445
RUB:
3.3944
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Аренда: депутаты выстрелили в "десятку"

Дело о соответствии Основному закону страны Инструкции о порядке формирования ставок арендной платы юридическими лицами негосударственной формы собственности при сдаче в аренду нежилых зданий (помещений) (утв. Министерством экономики 2001-05-29 г.) слушалось 6--7 февраля 2002 года в открытом заседании Конституционного суда Республики Беларусь.
Производство по делу возбуждено Конституционным судом в декабре 2001 г. по предложению Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь. По мнению депутатов, установленный порядок формирования ставок арендной платы юридическими лицами негосударственной формы собственности отличается от правил,
действующих в отношении административных сооружений, которые находятся в государственной собственности. Тем самым нарушается конституционный принцип равенства субъектов хозяйствования всех форм собственности.
Общие правила аренды для всех субъектов хозяйствования определяет Гражданский кодекс Республики Беларусь.
Субъекты хозяйствования государственной формы собственности руководствуются Указом Президента от 21.08.96 г. N 302 "О порядке определения минимальных ставок арендной платы за помещения в административных зданиях и сооружениях, находящихся в государственной собственности".
 
Министерство экономики для арендодателей частной формы собственности утвердило свою Инструкцию, которой установило особый порядок формирования ставок арендной платы. Помимо усложненной формулы расчетов, предусмотренной в Инструкции, ее неисполнение влечет административную ответственность. Правомерность подобной дифференциации в отношении арендодателей частной и государственной формы собственности и стало предметом рассмотрения Конституционным судом, который постановил: Инструкция не соответствует Конституции, Гражданскому кодексу и другим законодательным актам Республики Беларусь и признана не имеющей юридической силы со дня вынесения заключения Конституционным судом, то есть с 7 февраля 2002 г.
 
Выводы о неконституционности Инструкции основываются на том, что установленный ею порядок начисления арендной платы ухудшал положение субъектов хозяйствования частной формы собственности по сравнению с государственной, тем самым нарушая конституционный принцип равенства субъектов всех форм собственности.
Арендные отношения между арендодателями негосударственной формы собственности и арендаторами должны регулироваться не законодательством о ценообразовании, на основе которого принята рассмотренная Инструкция, а нормами Гражданского кодекса Республики Беларусь, который устанавливает принцип договорного характера в регулировании арендных отношений.